Лучший педагог года

Консультация для родителей «Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию»

Лариса Озерская
Консультация для родителей «Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-лекция для родителей на тему:

«Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка,

его душевному и духовному развитию»

В процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты, являющиеся практически неизбежными для каждого ребенка. Эти решающие этапы формирования человека обычно называют возрастными кризисами, поскольку они приурочены к определенным возрастным периодам.

Наиболее важные возрастные промежутки - это:

1. От 2 до 4-х лет,

2. От 7 до 9-ти лет,

3. От 13 до 16-ти лет.

В эти периоды происходят существенные перестройки в организме. Самые заметные из них - быстрая прибавка в росте, что предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и другим системам. Наступает временная рассогласованность в осуществлении различных физиологических функций. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений, повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. В такие периоды дети больше предрасположены к заболеваниям и отличаются излишней ранимостью.

Говоря о сложностях критического периода у детей, мы невольно подразумеваем и свои собственные трудности, нас беспокоит - как «справиться» с ребенком? А внутренние проблемы самого ребенка остаются как бы в стороне. Поэтому если ребенок доволен, спокоен, не раздражает нас своим поведением, то и как будто кризиса никакого нет.

Однако, это не так. У ребенка постоянно появляется что-то новое, а поскольку все новое рождается в трудностях, то, значит, ребенок постоянно преодолевает их в процессе развития. Но все дети по-разному ведут себя в трудных ситуациях. И только внимательные родители заметят любое, даже самое маленькое, изменение в характере, поведении, в рассуждениях своего ребенка.

Развитие ребенка происходит непрерывно, но наряду с этим и не равномерно. Малозаметные изменения, накапливаясь, дают начало новым качествам. Внешне это выглядит как своеобразный скачок или поворот в развитии. Вот такой скачок, приводящий к обновлению, называется критическим периодом.

Для каждого родителя важно не только уметь подмечать те или иные особенности в поведении ребенка, но и понимать, чем эти особенности обусловлены. Нужно быть готовыми к грядущим изменениям в развитии своего ребенка.

Биологические, физиологические перестройки, происходящие в период кризиса, не всегда заметны. Гораздо легче выявляются изменения характере, в поведении. Даже половое созревание часто дает о себе знать не телесными признаками, а психологическими. И происходит это не появлением усов, а гораздо раньше. Не подготовленных к возрастным изменениям в детях родителей пугает неопределенность, Непонятность. Что же тогда говорить о самом ребенке? Он тем более не разбирается в происходящем и вдвойне стра-дает оттого, что его не совсем понимают самые близкие для него люди. Ро-

дители же сами нередко бросаются в крайности: от строгой системы контроля до полного попустительства, подкрепляемого лишь надеждой: вырастет -поумнеет.

Так в периоды кризисов нас подстерегают всякие психологические ловушки. Оказывается, довольно часто нам требуется преодолевать не только сопротивление и непонимание ребенка, но свое собственное непонимание. Надо быть подготовленными, мудрыми, чтобы помочь ребенку помочь справиться с трудности и направить его по правильному пути.

Так, например, основным признаком первого кризиса является упрямство. Это вполне закономерное свойство для малыша 2-4 лет. Степень выраженности упрямства зависит, конечно, от избалованности. Но полностью позволять строптивость маленького человека нельзя: ведь из первоначально детского упрямства формируется взрослая целенаправленность и самостоятельность.

Следующий кризис происходит в период обучения ребенка в начальных классах. Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к детству, заполненному чувством ответственности. Понятно, что ребенок должен быть внутренне готов к новым испытаниям, к новому образу жизни. Здесь подразумевается не только соответствующий уровень умствен-ного развития, но и морально-волевые качества, внутренняя дисциплина. К сожалению, часто дети приходят в школу морально неподготовленными-и поэтому сразу же попадают в мир, кажется, неразрешимых проблем: занятия в школе не всегда нравятся, непонятно для чего нужно сидеть смирно целый урок, сложности общения с учителем, с детским коллективом и многое другое. Все это приводит ребенка к замешательству. Так появляются «плохие» и «хорошие» ученики, причем оценки учителя и самих школьников не всегда совпадают. Круглый отличник и примерный ученик может быть нелюбимым в классе. Мироощущение ребенка временами начинает раздваиваться: родители и учителя внушают ему одни заповеди, а жизнь в школьном коллективе

- другие. Приятно ли. попасть в число отстающих, слабых, неумелых? Даже

не всякий взрослый при неудачах способен собраться с силами и добиться

успеха. А что же говорить о ребенке? Он начинает нервничать, хандрить,

плакать, а потом привыкнет к своему положению неудачника: «Пусть пятер

ки получает отличник, а я двоечник, мне так и положено! Сколько не старай

ся - все равно где-нибудь ошибешься!»

Как говорят психологи, ребенок начинает усваивать определенную для себя социальную роль: отличника, троечника, лентяя, хулигана, ябеды, нытика и т. д. процесс этот трудный и порой болезненный.

Представим себе ребенка, который дома занимает положение кумира семьи. Любвеобильные и добрые родители не сумели привить ему чуткость, самокритичность, сдержанность. Легко вообразить, какие огорчения ожидают такого ребенка в школе! Дома он привык быть в центре внимания, а здесь учитель не намерен просто так признавать его самым первым, самым лучшим

- свое превосходство в чем-либо нужно доказать. И, наконец, дома он всегда

командовал, а здесь имеется немало ребят, которые вовсе не настроены его

слушаться. Назревает конфликт. Как из него выйдет ребенок? Очевидно, нужно выбирать новую роль, переделывать себя. А это очень непросто: ребенок привык быть таким, какой он есть.

Жизнь показывает, что в подобных ситуациях возможны весьма различные решения.

1) Например, ребенок школе с большим усердием играет роль по

слушного и прилежного ученика, старается подчеркнуть свои знания, охотно

критикует других, иногда заискивает перед учителем. Это первая роль - для

учителя. Быть лидером классе при таком поведении трудно - ведь ребята

ценят искренность, доброту, бескорыстие. Поэтому для классного коллектива

он вырабатывает вторую роль - избирательное общение с наиболее тихими,

покладистыми, покорными учениками, которыми можно командовать. Эта

роль усваивается и во дворе: ребенок выбирает компании, где ребята младше возрастом, и предводительствует ими. Ну а дом прежние установки на первое место в семье остаются такими же, а порой ожесточаются. Ребенок словно срывает на родителях зло за те «унижения» и «оскорбления», которые (как ему кажется) приходится испытывать в школе.

2) Другой ход событий. Если для хорошей успеваемости не хватает

терпения и настойчивости, а привлечь к себе внимание очень хочется, ученик

начинает систематически нарушать дисциплину. Постепенно он входит в

роль шута, от которого можно ожидать любой выходки. Когда такого школьника вызывают к доске, класс приходит в состояние возбуждения: сейчас

что-нибудь выкинет! Это ему приятно щекочет самолюбие. Роль шута пере

носится и в компанию товарищей. Дома же - сплошные капризы, требования.

Ребенок словно сбрасывает маску клоуна и «отдыхает».

Эти роли, о которых я сейчас говорила, выглядят крайне непривлекательно. Они не доставляют удовольствие и самому ребенку. Даже дома, где он, казалось бы, признанный хозяин, уже нет полного удовлетворения. Неудачи, трудности в классе омрачают любое домашнее благополучие. Ребенок в силу обстоятельств бессознательно формирует линию поведение, которая перестраивает его личность. Недаром говорят, что из привычек складывается характер, а характер предопределяет судьбу. Первые роли в школьном кол-лективе могут в дальнейшем стать главными ролями в жизни.

Семья, школа и дворовая компания - вот три основные сферы жизнедеятельности маленького человека, три «дома», где он воспитывается. Нередко бывает, что все эти три поля деятельности противоречат друг другу, ребенок должен существовать в трех лицах. В школе такой ребенок утрачивает домашние навыки, дома - школьные, а в компании - и те и другие.

Мы должны стремиться к тому, чтобы ребенку не приходилось раздваиваться, а тем более носить три маски! Нужно создать такие условия развития, чтобы ему было легко и удобно оставаться самим собой и в школе, и дома, и в кругу друзей. В школе формируется масса положительных качеств, например: самодисциплина, организованность, способность сочетать личные интересы с коллективными, чувство товарищества, взаимопомощи. В начальных классах школьник начинает понимать, что усвоение знаний требует

определенных усилий, что многие успехи зависят от него самого, а не от родителей и от доброй учительницы. Но процесс формирования положительных качеств длительный и очень сложный, требующий большого напряжения, терпения и внимания со стороны учителей и родителей.

Некоторые родители, воспитывая ребенка, обращают внимание только на нарушение поведения и неосознанно считают, что если эти нарушения исправить, то положительные качества у ребенка сформируются сами по себе. Однако, отрицательные черты нередко возникают именно потому, что черты положительные развиты слабо.

Например, чтобы ребенок стал озлобленным достаточно просто не воспитывать в нем чувство доброты и вовсе не обязательно его озлоблять: даже незначительная неприятность вызовет в нем агрессию. Поэтому нужно не только оберегать детей от «дурных» влияний, но и способствовать выработке у них отрицательно отношения ко всему плохому: к злобе, к насмешкам над другими людьми, к возможности причинить вред другому человеку, неза-служенно обидеть кого-либо и многое другое.

Мы, взрослые, должны научить наших людей ориентироваться в таких понятиях, как честность, справедливость, порядочность. Очень плохо влияют на состояние ребенка неоправданные обиды («я учил, а меня не вызвали!», «у меня только одно исправление, и мне три поставили, а у Мишки два исправления - ему четыре» и т. д.). Выслушивая жалобы ребенка и проявляя сочувствие, вы усугубляете и без того мрачное его состояние. А от таких переживаний может потянуться целая цепочка нежелательных реакций и комплексов. Нужно помочь разобраться в ситуации, приучать не обижаться по каждому, порой незначительному, поводу.

У ребенка начиная с малых лет имеется неодолимое стремление постигать все на собственном опыте. Поэтому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда стремится ими пользоваться. Отсюда и получается, что многие наши запреты и нравоучения принимаются, конечно, к сведению, но всегда остается соблазн попробовать все самому. Но главное, личность формируется в активных действиях, а не путем запоминания правил. Это естественный процесс развития. Поэтому практически каждый ребенок часто нарушает родительские запреты: обычно - тайком, реже - открыто. Маленькие дети обычно честно признаются в своих проступках. И вы должны ценить это и поощрять. Иначе ребенок станет скрытным, затаится, и вы можете узнать о его негативных намерениях уже слишком поздно.

Доброте, самостоятельности и справедливости должен научиться ребенок в течение детства, но этому нельзя научиться только путем запоминания родительских и учительских наставлений. Прежде всего повседневная жизнь в семье должна прививать эти качества ребенку. И если чувство доброты и справедливости не получили своего развития, то стремление к самостоятельности может легко вылиться в безответственное бунтарство, бессмысленную агрессивность.

Истинная сущность воспитания, по словам известного педагога Макаренко, «заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом

воздействии на ребенка, а в организации жизни вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, и в организации жизни ребенка».

И в завершение, хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях царила атмосфера любви, добра, взаимопонимания и взаимоподдержки, а ваши дети находили в вашем лице не только заботливых родителей, но и верных надежных друзей, мудрых наставников и интересных людей

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для родителей и педагогов «Игры на развитие внимания у дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Игры на развитие внимания у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов: «Игры на развитие внимания у дошкольников» Внимание – это основа успешного обучения и адаптации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию»
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 20:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Озерская (УИ 352523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД