Сефиханова Зулейха
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж], Буква «Ж» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-Детский сад
№ 11 «Светлячок»
Конспект по обучению грамоте на тему :
«Звук «Ж», Буква «Ж»»
Подготовительная группа.
Воспитатель: Сефиханова З. Г.
Цель:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Ж], Буква „Ж“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
познакомить со звуком [Ж] и буквой «Ж», научить детей правильно произносить звук [Ж] в различных формах речевой деятельности.
Образовательные задачи:
познакомить с буквой Ж и со звуком [Ж], узнавать и прописывать букву Ж; автоматизировать правильное произнесение звука [Ж]; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Развивающие задачи:
развивать связную речь; внимание, память, согласовывать числительное с именем существительным. Закреплять понятия: гласный звук, согласный звук; развивать мелкую моторику детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, набор картинок со звуком [Ж], пеналы для звукового анализа слова, карточки на 3 звука.
Ход занятия
Воспитатель:
Собрались все дети вкруг.
Ты той друг и я твой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Будем мы сейчас опять
Звуки, буквы изучать,
И друг другу не мешать.
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. Вы хотите путешествовать.
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте сказку. В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются?
Дети: (гласные звуки).
Воспитатель: Какие вы ещё знаете звуки?
Дети: (согласные звуки).
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: (твёрдые, мягкие)
Воспитатель: Сегодня познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата, и их друг жук. Ежики ловят ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Воспитатель: Какой звук повторялся?
Дети: (повторяется звук [Ж])
Воспитатель: Да, чаще всего повторяется звук[Ж]. Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим, как правильно произносится звук [Ж].
Характеристика звука [Ж]
Воспитатель: Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте произносить звук : ж- ж-ж- ж -ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель: Правильно, ребята. Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный. А, сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук [ж] звонки, а еще звук [ж] всегда твердый.
Воспитатель: Звук [ж] звонкий, или глухой?
Дети: Звонкий
Воспитатель: Какой ещё звук [ж]?
Дети: Звук всегда твёрдый.
Воспитатель: Дети, дайте полную характеристику звука [ж].
Дети: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
Воспитатель: Да дети, звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.
Игра «Хлопай, не зевай»
Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, только когда услышите звук [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Упражнение на развитие внимания «Где спрятался звук».
Воспитатель: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж] : в начале, в середине или в конце слова?
Слова (жираф, жук, ёж, ложка, нож, снежинка, жёлудь).
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите какая, красивая коробка, хотите узнать, чтобы лежи внутри.
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Воспитатель: Обратите внимание, что наш жук еще и на ниточке. Давайте подуем на жуков, и они полетят.
В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть.
Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке».
Воспитатель: А, давайте произнесём, чистоговорки повторяйте вслед за мной.
Жу-жу- жу молоко даём ежу.
Жи –жи –жи – под кустом сидят ежи.
Ож-ож-ож- до свиданья крошка ёж.
Жу-жу-жу-всех я рано разбужу.
Же-же-же, сидят птички на морже.
Жи-жи-жи, очень мирные моржи.
Воспитатель: Молодцы, справились!
Воспитатель: У меня в корзинке наши мячики помощники. Давайте с ними поиграем
Ходит ёжик вдоль дорожек,
По лесу, по лесу.
И колючками своими
Колется, колется.
А я, ежику, ежу
Ту тропинку покажу.
Где катают мыши,
Маленькие шишки.
Воспитатель: Мы с вами произносим звук [Ж], а мы можем его увидеть?
Дети: (только сказать и услышать)
Воспитатель: Хочу познакомить, вас с буквой Ж.
Показываю, букву Ж.
Воспитатель: Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Выложите из счётных палочек букву Ж.
Воспитатель: Дети подойдите к столу, возьмите счетные палочки и выложите из них букву Ж.
Воспитатель: Какую букву выложили из счетных палочек?
Дети: букву Ж.
Воспитатель: У тебя какая получилась буква, а у тебя? Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, жук один жужжал, жужжал звук, скучно ему стало. С кем бы ему подружиться? А, давайте его подружим с другими звуками.
Раздаем буквы детям. Буква [Ж]- первая Хадижа, вторая буква [У]-Магомеду. Дети становятся рядом.
Воспитатель: Что получилось ЖУ.
Если к слогу ЖУ добавить букву [К] какое слово получится?
Дети: (Жук).
Звуковой анализ слова ЖУК.
Воспитатель: Сколько букв в слове Жук?
Дети: 3 буквы.
Воспитатель: Какая первая буква?
Дети: Буква Ж
Воспитатель: Какая вторая буква?
Дети: Буква У.
Воспитатель: Какая третья буква?
Дети: Буква К.
Воспитатель: Какое получилось слово?
Дети: Слово жук.
(Тоже самое и со словом Нож).
Воспитатель: Сейчас прослушайте слова и повторите только слово со звуком Ж.
- шапка, жираф, кошка;
- сапоги, плащ, подснежник;
- журавль, мышонок, букашка;
- ручьи, грачи, медвежата.
Итог занятия.
Воспитатель вместе с детьми анализирует проделанную работу детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой вы познакомились?
Воспитатель: Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?
Воспитатель: Вам жук на прощание дарит картинки жуков и цветов и просит их разукрасить разноцветными карандашами. Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются.