Татьяна Бокова
Конспект занятия по речевому развитию «Сюрприз от Эколят» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие». Повышать уровень экологической культуры, формировать умение сортировать мусор при его сборе. Закрепить правила поведения в природе. Расширять знания о растительном и животном мире наших лесов. Обобщить представления детей о жилищах диких животных. Закрепить знания детей о перелетных птицах, о частях тела. Развивать мышление, внимание.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Сюрприз от Эколят“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Образовательная область «Речевое развитие». Формировать умение строить рассказ с помощью моделей-мнемодорожек. Отвечать полным предложением. Развивать умение отчётливо произносить слова и фразы. Формировать умение выделять голосом согласный звук «З» в слове и определять его местоположение в слове. Развивать монологическую и диалогическую речь. Формировать умение образовывать новые глагольные формы с помощью приставки «за».
Активизировать словарь: обобщающие слова, названия диких животных и их жилищ, названия птиц, цветов, деревьев.
Образовательная область «Физическое развитие». Развивать физиологическое дыхание, артикуляцию. Развивать общую и мелкую моторику, координацию ре-чи с движением.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Создать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное и бережное отношение к природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, желание помогать попавшим в беду.
Материал и оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись с голосами птиц, мольберт 3шт., четыре конверта с изображением героев Эколят, четыре части картинки с изображением шкатулки, два круга зелёного и красного цвета, сюжетные картинки с примерами поведения в природе на магнитах, дидактическая игра «Сортируем мусор», карточки с изображением диких животных и их жилищ, контурные изображения птиц на подставках, мнемодорожки «Птицы», контурное изображение комара, карточки с изображением предметов со звуком «З» с табличкой для определения места звука в слове, синие кружочки 10шт., шкатулка, пакетики семян цветов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Здравствуйте). Какое у вас настроение? (хорошее) Да, ребята, не важно какое на улице время года, какая погода, просыпаясь мы смотрим в окно и видим окружающую природу, как она изменяется, удивляемся и радуемся новому дню. Давайте поздороваемся с матушкой природой.
Дети: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Очень любим мы тебя.
Ой, ребята, что это? (конверт) Кто нам его прислал? (Ёлочка)
Письмо:
Здравствуйте ребята, мы знаем, что вы любите природу и делаете для неё добрые дела. Мы с Эколятами приготовили для вас сюрприз, и вы сделаете ещё одно большое доброе дело для нашей природы. Чтобы найти сюрприз, вам надо выполнить задание и получить подсказку. Когда получите все подсказки, соберёте картину и поймёте, где спрятан сюрприз.
Ребята, вы готовы идти на поиски сюрприза от Эколят?
Вот вам первое задание.
Воспитатель читает задание из конверта. Задание:
Наведите порядок, чтобы у нас заработал «Светофор природы».
-У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.
-Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?
Дети: - зеленый – хорошо, красный – плохо.
Воспитатель: Поможем, наведем порядок.
Дети распределяют сюжетные картинки с примерами поведения в природе, на магнитной доске под кругами соответствующего цвета и составляют предложе-ния, что можно и что нельзя делать в лесу.
-В лесу нельзя брать птиц.
-В лесу нельзя рвать цветы.
-В лесу нельзя разжигать костёр.
-В лесу можно собирать мусор.
-В лесу можно развешивать скворечники.
Воспитатель достаёт часть картинки из конверта, на обратной стороне изображён Тихоня.
-Молодцы, ребята. Вот первая подсказка. Ребята, а кто здесь нарисован? (Тихоня) Тихоня для вас приготовил следующее задание. Дети подходят к конверту с изображением Тихони.
Воспитатель читает задание из конверта. Задание:
Приходили туристы, очень шумели и оставили после себя мусор. Помогите природе и животным.
-Ребята, что вы видите на поляне? (слайд «На поляне мусор»)
Дети: На поляне лежит мусор.
-Что надо сделать? (Ответы детей. Надо собрать мусор).
Мусор будем собирать в один бак или в разные?
Как мы будем собирать мусор? Что вы предлагаете? (Дети предлагают свои ответы).
-Надо всем разделиться на команды и собирать мусор в разные мусорные баки. Дети разбирают мусор по разным бакам (бумага, пластик, железные банки, бата-рейки, стекло) Затем подводят итог, говорят, что они собирали. (слайд «На поляне нет мусора»)
-Посмотрите, как чисто, теперь будет красиво и всем хорошо.
Игра «Назови одним словом»
Скажите, кто живёт в наших лесах? (слайд «Животные»)
1) Волк, лиса, ёж, суслик – это (животные).
На поляне выросла (слайд «Ягоды»)
2) Клубника, смородина, малина, калина – это… (ягоды).
А ещё, что растёт в наших лесах? (слайд «Деревья»)
3) Ель, сосна, берёза, осина– это… (деревья).
А ещё на полянке выросли (слайд «Цветы»).
4) Ромашка, ландыш, василёк, колокольчик-это. (цветы).
И прилетели на нашу поляну (слайд «Насекомые»).
5) Бабочка, пчела, стрекоза, кузнечик, жук-это. (насекомые). Молодцы, ребята.
-Туристы очень шумели и все животные разбежались и потеряли свои дома. Поможем лесным животным, птицам, насекомым найти их дома.
Игра «Кто где живёт?» Дети расставляют силуэты животных к картинкам с изображением их жилищ и называют кто, где живёт.
-Белка живёт в дупле.
-Птица живёт в гнезде.
-Медведь живёт в берлога
-Волк живёт в логове.
-Мышь живёт в норке.
-Лиса живёт в норе.
-Ёж живёт под корнями пня.
-Муравей живёт в муравейнике.
-Молодцы ребята! Убрали мусор, всем помогли. Спасибо вам за помощь!
Вот следующая подсказка. А нас с вами ждёт кто? (Дети видят на подсказке изображение Шалуна) - Шалун.
Дети подходят к конверту, где изображён Шалун. Рядом с конвертом стоят силуэты птиц.
-Дети, как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краёв? (пере-летные). -Назовите, каких перелётных птиц вы знаете? Дети называют птиц и переворачивают силуэты птиц на подставке.
Воспитатель читает задание из конверта. Задание:
Птицы не могут найти дорогу к нам. Чтобы птицы прилетели надо очень красиво про них рассказать. Составить рассказ про птиц можно по моим подсказкам-схемам. Дети, опираясь на мнемотаблицы, составляют рассказы о птицах. Дети называют размер, цвет оперения, части тела, чем питается и как подаёт голос птица.
- Молодцы, ребята, услышали нас перелётные птицы и прилетели. (Звучит шум леса и голоса птиц).
Игра «Птицы, гнезда, птенцы».
По команде «Птицы» дети изображают птиц под пение птиц, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг по двое, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» - присаживаются, руки назад, изображая птенцов и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: гра-гра, ласточка: фьють-фьють, скворцы: сквор-сквор).
Дети получают подсказку. -А теперь нас ждёт кто? (Дети видят на подсказке Ум-ницу. Находят конверт с изображением Умницы).
-Умнице очень нужна наша помощь.
Воспитатель читает задание из конверта. Задание:
Ребята, помогите комару. Он потерял голос и не может петь свою звонкую песню. Воспитатель достаёт из конверта, контурное изображение комара.
-Но, прежде, чем помочь комару, давайте разомнём наш язычок. Дети выполняют артикуляционную гимнастику под видео «Вот мы рано встали».
-Как поет комар? (З-З)
Дети, давайте расскажем чистоговорку про козу, где слышится песенка комара.
За-за-за- забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу- волк увидел, ту козу.
Зы-зы-зы-испугался волк козы.
Дети, по просьбе воспитателя проговаривают чистоговорку громко и тихо.
Воспитатель подходит к мячу и предлагает поиграть.
Игра с мячом «Измени слово».
-Измените слово с помощью маленького слова-«за». Перед словом поставьте «за» и слово изменится. Например, думать-задумать (смеяться, сыпать, царапать, копать, шить, ставить, думать, колоть, писать, бежать). Дети кидают мяч и изменяют глагол с помощью приставки «за».
Песенка — комара- это звук «З». Звук «З» он какой гласный или согласный? (Звук «З» согласный).
-Ребята, вдохнули, улыбнулись и на выдохе произнесли звук «З». Звук «З» спрятался в словах, помогите определить, где в словах, названии картинок слышится звук «З». Дети садятся за столы и синим кружком определяют местоположение звука в слове.
-Назови картинку, выдели голосом звук «З» и определи, где в слове слышится звук «З». Дети отвечают, например, «В слове з-забор звук «З» слышится в начале слова».
-Спасибо дети, к комару вернулась его песенка. Дети, полетели, как комарики.
Дети получают последнюю часть картины и собирают картину с изображением шкатулки.
-Дети, что у вас получилось, какая картинка? (Шкатулка) Дети, где стоит такая шкатулка? (Дети находят шкатулку).
-А вот и сюрприз от Эколят. Что нам приготовили Эколята? (Дети видят в шка-тулке семена цветов). - Какое мы ещё доброе дело сделаем для природы? (Ответы детей:- Мы посеем семена, вырастим цветы и посадим цветы на улице, возле дома. У нас будет очень красиво). –Вам понравились задания Эколят? Скажите, какие?
-А теперь, все вместе пойдем сеять семена цветов.