Иванова Татьяна
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: Формировать представления об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с единицами: шаг, пядь, локоть, сажень. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенстве.
Материал :
Слайды, модуль числового отрезка, образцы выполнения заданий. Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал.
Ход НОД
1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Есть ли у вас друзья?
– Чем вы любите заниматься вместе с друзьями?
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает детям, что у Тани и Вани есть друг — Сережа, с которым у ребят много интересных дел.
– Хотите принять участие в этих делах?
2. Актуализация знаний.
Игра «Кто прав?».
Воспитатель рассказывает, что Таня и Сережа, гуляя во дворе, решили измерить шагами длину детской площадки. У Тани получилось 10 шагов, у Сережи — 8 шагов. Дети спорят, кто из них правильно измерял длину площадки.
– Как вы думаете, кто из детей правильно произвел измерение?
Выслушиваются все ответы детей, после чего дети приходят к выводу о
том, что оба измеряли правильно.
– Почему же получились разные результаты?
Воспитатель выслушивает все ответы детей, после чего подводит итог: при измерении число получается больше (меньше) там, где мерка меньше (больше).
– Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить предметы по длине? (Одинаковыми.)
3. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель рассказывает, что Ваня и Сережа решили сделать на детской площадке лавочку для малышей. Друзья живут в разных подъездах. Они решили, что каждый у себя дома сделает по одной ножке. Когда все будет готово, друзья вынесут ножки на площадку и прибьют сиденье.
– Какими должны быть ножки у одной лавочки? (Ножки должны быть одинаковой высоты.)
Воспитатель предлагает детям помочь друзьям сделать ножки, а для этого подойти к двум столам, стоящим поодаль друг от друга. У каждого стола должно оказаться одинаковое количество человек.
На одном столе находятся цилиндры высотой, например, 10 см, 8 см, 6 см, а на другом — 9 см, 7 см, 6 см.
Воспитатель рассказывает, что на одном столе — ножки, сделанные Ваней, на другом — Сережей.
—Что вам сейчас нужно сделать? (Нужно выбрать ножки одинаковой высоты.)
– Какие способы сравнения вы знаете? (Способ приложения, но он не подходит, т. к. мальчики находятся в разных подъездах. Можно измерить высоту каждой ножки с помощью мерки, а результаты сравнить.)
– Какими должны быть мерки, если мы хотим сравнить два предмета по высоте? (Мерки должны быть одинаковыми.)
– Знаете ли вы такую мерку, которой могут пользоваться все для сравнения предметов подлине, высоте? (Нет.)
– Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Нужно узнать мерку, которой могут пользоваться все для сравнения предметов по длине, ширине и высоте.
4. Физминутка
В круг широкий, вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
Открытие нового знания
– Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу.)
Возможно, кто-либо из детей назовет линейку. Воспитатель хвалит детей и помещает на доску рисунок:
— Что изображено на рисунке? (Полоска и линейка.)
Воспитатель обращает внимание детей на деления на линейке и рассказывает, что все отрезки, ограниченные делениями, имеют одинаковую длину, равную 1 см.
Воспитатель делает вывод: единая мерка, с помощью которой можно измерять длину, ширину или высоту, называется сантиметр.
Далее воспитатель показывает детям, как пользоваться линейкой для измерения длины : «Для того чтобы измерить длину (высоту, ширину) предмета с помощью линейки, надо один край предмета совместить с отметкой О и посмотреть, на какой отметке находится другой край предмета».
5. Основная часть. Работа в учебнике-тетради
№1, с, 31.
«Подбери для лавочки ножки одинаковой высоты».
Дети садятся за столы и открывают тетради на странице 31.
Воспитатель рассказывает, что в красном окошке нарисованы ножки, сделанные Ваней, а в синем окошке — Сережей.
– Что нужно сделать для того, чтобы выбрать ножки одинаковой высоты? (Нужно измерить высоту всех ножек с помощью линейки.)
– Как вы будете измерять линейкой?
Дети проговаривают алгоритм, после чего производят измерения и записывают в клетках рядом с каждой ножкой полученное число.
– Какой высоты ножки нужно взять? (2 см.)
Пальчиковая гимнастика+алгоритмика
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—
с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.
Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками, то по столу.
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
— Ох! Один хлопок.
И ушел. Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
Работа в тетради. № 2, с. 32.
«Выбери для забора доски нужной высоты»
Дети садятся за столы. Воспитатель говорит о том, что Ваня чинит на даче забор.
– Хотите починить забор вместе с Ваней?
– Что можно сказать о досках, из которых сделан забор? (Они одинаковой длины и ширины.)
– Как вы будете подбирать недостающие доски? (Сначала нужно измерить длину прибитых досок. Потом надо измерить длину лежащих на земле досок. Для починки забора подойдут те доски, длина которых равна длине прибитых досок.)
Дети производят измерения досок забора, а также досок, лежащих на земле, и полученный результат записывают в клеточках.
Воспитатель предлагает детям объяснить Ване, откуда надо брать доски для починки забора.
Дети рассказывают, что одна доска лежит справа от низкой елочки, другая доска — слева от березки, третья доска — между грибами.
– Сколько всего досок нужно для починки забора? (3.)
– Сколько досок надо прибить справа (слева) от калитки? (1 (2).)
– С какой стороны досок потребуется больше и на сколько? (Слева досок нужно больше на 1.)
Ваня благодарит детей за помощь в починке забора.
5. Итог
Дети собираются около воспитателя.
* Кому вы сегодня смогли помочь?
* Какие новые знания вам дали возможность помочь сделать лавочку?
6. Рефлексия.
Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?