Светлана Рязанова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы «В гостях у народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Продолжать расширять представления детей о многообразии изделий
народного декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымка).
- Расширять и углублять знания детей о дымковских игрушках.
- Формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов
дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, колечки,
волнистые линии) с помощью кисточки, ватной палочки.
- Закрепить приёмы рисования гуашью.
- Упражнять в рисовании концом кисти.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы „В гостях у народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- Продолжать воспитывать у детей интерес к народным традициям,
уважение к труду народных мастеров.
- Активизация словаря (композиция).
Виды детской деятельности:
- художественное творчество,
- коммуникативная,
- игровая,
- двигательная,
- чтение художественной литературы.
Материал:
- изделия Гжели, Дымково, Городца, иллюстрации;
- таблица с изображением элементов дымковской росписи;
- заготовки для расписывания силуэтов;
- гуашь, кисти, ватные палочки, клеенки, салфетки, подставки для
кистей, «непроливайки» с водой;
- магнитофон, кассета с записями русских народных мелодий.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и фотографий о гжельской, городецкой
росписях, дымковской игрушке.
- Беседы с детьми об истории гжельской, городецкой росписях,
дымковской игрушке.
- Работа с раскрасками «Декоративная роспись».
- Дидактическая игра «Русский сувенир», «Собери узор».
- Оформление папки – раскладушки для родителей «Народные промыслы».
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
– Проходите да поглядите, какие здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца и Гжели.
Звучит фонограмма русской народной песни.
2. Беседа о Гжели.
– А вот какие это мастера изготовили эти вещи, вы сами догадайтесь.
Татьяна вам загадает загадку, а вы попробуйте отгадать:
Сине – белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
– Ребята, о какой посуде говорится?
(Гжельской).
– Правильно, это гжельская посуда.
Предложить рассмотреть изделия, расписанные гжельской росписью.
– Какие цвета используют мастера в гжельской росписи?
(Белые, синие и голубые цвета).
– Какие элементы используют в росписи?
(Цветы, листья, завитки, сетка).
– Молодцы, ребята. А что расписывали гжельской росписью?
(Посуду, сувениры и др).
3. Беседа о Городце.
– О каких мастерах я сейчас загадаю загадку:
Знает каждый молодец,
Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно, красный
Предложить рассмотреть изделия, расписанные городецкой росписью.
– Какие цвета используют мастера в городецкой росписи?
(Красные, жёлтые, зелёные, чёрные и т. д.)
– Какие элементы используют в росписи?
(Розаны, бутоны, листья, птицы, кони).
4. Беседа о Дымке.
– Проходите дальше. Посмотрите, какие игрушки! Такие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!
Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили.
Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток.
В изукрашенный платок.
– Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?
(Дымковские).
– А почему они так называются?
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, весёлые люди выносили свои игрушки, продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Какое настроение создают эти игрушки?
(Радостное, весёлое).
– Какими цветами расписаны дымковские игрушки?
(Красные, жёлтые, зелёные, чёрные и т. д.)
– Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка).
– Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.
Д/игра «Собери узор».
– А сейчас я предлагаю вам игру «Собери узор». Надо собрать разрезные картинки.
Дети должны собрать картинку и назвать вид росписи на своей картинке.
5. Работа в мастерской
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Дымковские мастера приготовили игрушки, но не успели их расписать. Ребята, поможем им?
– Я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и занять свои места. Здесь есть все для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.
Дети занимают места за столами.
– Посмотрите, какую игрушку нам приготовили дымковские мастера?
(Дымковского коня).
Дидактическая игра «Украшаем дымковскую игрушку».
– Молодцы. А сейчас я предлагаю немного поиграть. У меня есть изображение дымковского коня, давайте вместе придумаем узор.
– Молодцы, ребята. Рисовать сегодня будем гуашью. Я хочу, чтобы вы пофантазировали и сами придумать свой узор для вашего коня. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
Как вы думаете, для чего нам ватные палочки?
(Для рисования точек).
– Работу выполняйте аккуратно. А чтобы наши пальчики были послушными, давайте разомнём их.
Физкультминутка
Скоро будем рисовать.
Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками).
Вверх поднимем наши ручки –
И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются).
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей! ( дети машут руками: прогоняют тучку).
Вот к нам солнышко пришло, (дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны).
Стало весело, светло! (шевелят пальцами над головой).
– Приступаем к работе.
Звучит фонограмма русской народной песни
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель помогает детям советами, наводящими вопросами.
6. Итог занятия.
– Ребята выходите ко мне со своими работами. Посмотрите, какие яркие работы у нас получились. Скажите, чья работа вам понравилась? Почему? (спросить 2-3 детей).
– Давайте оставим наши работы на выставке. А в следующий раз будем знакомиться уже с другими росписями народно-прикладного искусства.