Татьяна Заварухина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «В гостях у матрешки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Задачи: Образовательные :познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи (колорит, композиция, элементы, показать разнообразие видов данной игрушки, формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Развивающие :развивать замысел, фантазию детей, умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „В гостях у матрешки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывающие: воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров.
Материал: игрушка матрёшка, вырезанные силуэты матрёшек по количеству детей, альбом с изображениями разных видов матрёшек, восковые карандаши, краски гуашь, акварель, мягкие кисти, салфетки, вода. Костюмы для девочек-матрёшек., запись народной музыки.
Оформление: Круглый стол, скатерть, макет домика, заборчик, подсолнухи, стол с набором для рисования (мастерская).
Предварительная работа: Рассматривание игрушек, игры с ними, рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, лепка народных игрушек.
Ход НОД
Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила интересное, необычное приглашение.
Показать детям пригласительный билет и зачитать приглашение:
Дорогие ребятишки!
И девчонки и мальчишки!
Приглашаем в гости к нам
Будем рады очень вам.
Мы – весёлые игрушки,
Раскрасавицы-подружки
Умеем песни петь, плясать.
С нетерпеньем будем ждать!
Ну что, согласны пойти в гости к этим таинственным игрушкам!
Дети проходят по залу.
Посмотрите, кто нас встречает!
Из-за домика выходят две девочки в костюмах матрёшек.
1-я девочка: Я – не чашка, я – не плошка
Я – весёлая матрёшка,
А внутри меня семья,
Семь сестёр, таких, как я.
2-я девочка: Я матрёшка- сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы
До чего ж румяна я :
Щёки, словно розы!
1-я девочка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в гости!
Дети проходят, садятся за круглый стол.
2-я девочка: Ребята, а вы знаете откуда я родом? И почему меня так назвали?
- Тогда послушайте такую историю.
Около ста лет в Россию из далёкой Японии привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково – матрёшками.
Показать детям игрушку матрёшку.
Диво дивное – матрёшка
Была она неструганным
Обычным чурбачком,
А стала русской куклою
С круглящимся бочком.
Одета как красавица,
Всем нам очень нравится
Разноцветный сарафанчик,
Яркий будто одуванчик.
И цветами и узором -
Всем хорош её наряд.
Ну, а самое чудное –
Внутри деточки сидят!
Открывается одна –
И… такая же видна.
Раскрываем мы вторую –
Вынимаем расписную!
И красавицы в рядок
Хоровод ведут широк.
После сложим мы в лукошко,
Диво дивное – матрёшку.
Многие мастера стали изготавливать матрёшек. В зависимости от места изготовления матрёшки бывают семёновские, загорские, полхов-майдановские.
Девочки-матрёшки показывают детям альбом с иллюстрациями разных матрёшек.
-Ребята, какими узорами расписаны игрушки? (цветы, листочки, ягоды).
-Какие краски используют мастера? ( яркие: красный, синий, жёлтый, фиолетовый, малиновый)
Загорская матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платочек и передник.
Семёновские матрёшки выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотистую основу, впереди игрушка расписывается декоративными цветами.
Полхово-майдановские матрёшки по форме более удлинённые, с небольшой головой, наряды у них расписаны яркими цветами.
Вот такое чудо создал народ много лет назад, и оно живёт с нами до сих пор.
Яркие получаются матрёшки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс…
1-я матрёшка : А мы тоже не любим скучать!
2-я матрёшка : И тоже умеем петь и плясать. А вы, ребята, будете нам помогать.
Под музыку матрёшки и дети выполняют ритмические движения.
Мы весёлые матрёшки
Ладушки-ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки-ладушки.
Завязали мы платочки
Ладушки-ладушки
Раз-два щёчки, раз-два щёчки
Ладушки-ладушки.
Сарафаны наши пёстры
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сёстры
Ладушки-ладушки.
Мы захлопаем в ладошки
Ладушки-ладушки.
Заплясали наши ножки
Ладушки-ладушки.
1-я матрёшка : А теперь мы приглашаем вас в нашу мастерскую. Здесь работают художники. Они придумывают разные узоры и расписывают ими нашу одежду.
2-я матрёшка : Очень любим мы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Пёстрые платочки,
Сарафаны, кофточки,
Яркие воротнички
И цветные фартучки.
Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли мастеров-художников и расписать матрёшек?
Раздать детям силуэты матрёшек, вырезанные из картона.
Сначала нарисуйте лицо и все детали одежды восковым карандашом, а затем с помощью красок сделайте матрёшек цветными и яркими.
И вы, матрёшки, присоединяйтесь к ребятам.
Под аудиозапись русских народных песен дети выполняют работу. После окончания, дети выставляют расписанных матрёшек в хоровод.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
- Давайте найдём среди них самую весёлую матрёшку. Какая матрёшка получилась самая нарядная? У какой матрёшки самый красивый платочек? А у какой самый яркий сарафан?
- Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у матрёшек? А что вам особенно запомнится? Что нового вы узнали? (историю происхождения матрёшки). Какие виды матрёшек бывают? (загорские, семёновские, полхов-майдановские). Чем они отличаются? (видами росписи, узорами).
- Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу.
1-я матрёшка : И вам спасибо, ребята, за то, что пришли к нам в гости.
2-я матрёшка : Надеемся, что мы станем для вас любимыми игрушками.
- А я хочу вам, ребята, и вам, матрёшки, на память о нашей сегодняшней встрече подарить сувениры.
Раздать детям подарки: упаковки от киндер-сюрпризов, разрисованные в виде матрёшки.