Марина Кирьянова
«Город мастеров». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для воспитанников старшей подгруппы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5-6 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: Игры с правилами; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация; разучивание.
Публикация «„Город мастеров“, Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для воспитанников старшей подгруппы» размещена в разделах
Формы организации: старшая подгруппа.
Задачи:
Образовательные: расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных промыслов;
Развивающие : Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа;
Предварительная работа: создание мини-музея «Город мастеров». Разучивание стихов.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, запись релаксационной музыки; шаблоны матрешек, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, ватные палочки, крышечки, клееночки – для каждого ребенка.
Ход организованной образовательной деятельности (ООД)
1. Дидактическая игра (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Воспитатель вносит в группу большую книгу сказок и глобус, и спрашивает у детей, как они думают, зачем она все это принесла? (ответы детей – чтобы прочитать сказку, показать красочные иллюстрации, рассказать что-то новое и интересное).
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель : Да, ребята, вы правы. Я хочу рассказать вам одну сказку. Жила-была в одном селе девушка. Была она очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала, а посуду расписывала – залюбуешься! И прозвали ее за это Марья-искуссница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искуссница превратилась в жар-птицу и, улетая, стала бросать на землю свои красивые перышки. И, вот, куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка. А как вы думаете, кто такие мастера и умельцу? Кого мы можем назвать этими словами? (ответы детей- этими словами мы можем назвать тех, кто хорошо знает свое дело.)
Воспитатель : А чем могли заниматься мастера на русской земле? (ответы детей – делать посуду, мебель). А какие виды народного промысла вы знаете? Посмотрите на те перышки жар-птицы, что я дала вам. Что вы можете о них сказать? (ответы детей – они все яркие, красочные).
3. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель : А вы узнаете узоры на этом перышке? (обращает внимание на одно перо) На что они похожи? (ответы детей – это дымковские узоры, узоры хохломской росписи и гжельские узоры). А у нас в группе есть изделия дымковских мастеров? (дети- есть.)
- Почему эти игрушки называются дымковскими?
- Из чего они сделаны?
- Что характерно для дымковской росписи?
- Какие цвета используют дымковские мастера в своей росписи?
- Как использовали игрушки?
- Кто вспомнит стихотворение, про дымковские игрушки?
А на этом перышке? (показывает) Что вы можете сказать о нем? (ответы детей)
Воспитатель : В старину люди ели из деревянной посуды. В селе «Хохлома» искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узором. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать детскую мебель. Мастера придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе.
На посуде вьётся, кружится травка – муравка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы.
- Найдите изделия из хохломы в нашей группе.
- Какие ягоды на них изображены?
Радуют глаз эти изделия. Светло становится на душе, когда видишь их.
Давайте рассмотрим еще одно перышко. (показывает) Что вы можете сказать о нем? (ответы детей)
Воспитатель :
Недалеко от Москвы стоит городок Гжель. Работают там внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию - расписывают и лепят удивительную гжельскую посуду: чайники, маслёнки, кружки, блюда. Тарелки и фигурки животных.
(показ изделий).
- Что характерно для гжельской росписи?
Полюбилась людям посуда и стали они звать её «нежно – голубое чудо». Слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
А вы хотели бы стать такими мастерами? (ответы детей – хотели бы). Я предлагаю вам пройти за столы и расписать шаблон матрешки любым узором по примеру народных мастеров.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Воспитатель : Матрёшка одна из любимых игрушек в нашей стране. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе «Сергиевом Посаде».
Почему игрушку назвали матрёшкой, точно не известно. Может быть потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси.
Каждый радовался игрушке. Уж больно она была хороша!
Сегодня Матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.
Дети за столами расписывают свои матрешки.
5. Повторение и развивающие задания.
Воспитатель : Какие замечательные матрешки у вас получились. А сейчас давайте с вами поиграем. У нас есть замечательная игра, которая называется «Русский узор». И я предлагаю каждому собрать свой узор. (дети собирают свой узор из пазлов. По окончании игры каждый дает пояснения почему он выбрал именно эти пазлы с узорами).
6. Итог непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель : Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Где новое пригодится? (ответы детей – можно сделать кому-нибудь подарок)