тамара полищук
Конспект занятия по ФЭМП «Понятия: широкий — узкий, соотнесение множеств, установление закономерностей расположения фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: закрепить навыки счета до 2-х и умение соотносить действия (хлопки, прыжки) с изображённым на карточке множеством. Учить детей при сравнении предметов выделять параметр ширины.
2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: развивать зрительное восприятие при выявлении закономерности в расположении фигур, продолжать развивать умение сравнивать по трём критериям (цвет, размер, форма). Продолжать упражнять в классификации овощей, ягод и грибов.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Понятия: широкий — узкий, соотнесение множеств, установление закономерностей расположения фигур“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Темочки
3. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: пополнять активный словарь детей словами и выражениями в рамках содержания темы (широкий – узкий, шире – уже, столько – сколько, закрепить в речи названия овощей, ягод и грибов. Стимулировать детей к использованию в речи распространённых сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: формировать элементы учебной деятельности: произвольность поведения, умение внимательно выслушивать задание и ответы сверстников.
ОСНАЩЕНИЕ:
-4 верёвки;
-карточки с изображением грибов, ягод, овощей;
-2 полоски одинаковой длины, но разной ширины;
-карточки с изображением множеств (О, ОО);
-полоски;
-плоскостное изображение домика с прорезью для двери;
-две двери разной ширины;
-листок с изображением верёвочки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1 часть. КЛАССИФИКАЦИЯ В ГРУППЫ.
Сегодня, ребята, мы пойдём в лес. Шли мы, шли – и пришли на лесную полянку. Вот только на этой полянке ничего не растёт, давайте мы с вами украсим её. Перед вами – картинки. Тот, кому я дам картинку, должен сказать, что на ней нарисовано. ( Поочередно воспитатель предлагает детям назвать изображенные на картинках: ягоды – ежевику, землянику, малину, чернику; грибы – мухомор, подосиновик, белый, подберёзовик, лисички; овощи – капуста, морковь, помидор. После каждой серии ответов, воспитатель подводит детей к обобщению: ягоды, грибы, овощи). А для этого вспомните, что из всего перечисленного растёт в лесу. А где растут овощи? Давайте, теперь украсим нашу поляну ягодами и грибами.
А теперь пойдём дальше.
2 часть. ПОНЯТИЯ «широкий – узкий», «шире – уже».
Путь нам загородил ручеек, что нам делать, чтобы перебраться через него, не замочив ноги? ( Варианты ответов: или перекинуть небольшой мостик, или просто перепрыгнуть через ручей). Мы легко перепрыгнули через ручеёк (или перекинули мостик, потому что ручей узкий. (Воспитатель поочерёдно предлагает каждому ребёнку подгруппы сначала перепрыгнуть, а затем повторить речевой образец «Ручей узкий»). Одном Перепрыгнули мы через ручеек – и пошли дальше. А вот перед нами речка. Мы стоим на одном берегу, а другой далеко, его почти не видно. Получится у нас перепрыгнуть речку? Почему? Она какая: узкая или широкая? (Дети хором, а затем индивидуально закрепляют речевой образец «Река широкая№.) А как же можно перебраться на другой берег? ( Варианты ответов: по мосту, на лодке, вплавь,Мы с вами, ребята, поплывем через речку – вот так.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Мы на лодочке плывём –
Вот так, вот так.
Сильно вёслами гребём –
Вот так, вот так (2 раза).
Вот и переплыли на другой берег. На этом берегу в избушке живут Заяц и Медведь. Очень они любят по утрам умываться. Вот только ссорятся они из-за того, что никак не могут решить, кому какое полотенце нужно взять. Давайте, ребята, им поможем. Скажите, кто из них по размеру больше: Медведь или Заяц? А теперь присядьте за столы. Владик, расскажи, что лежит у тебя на столе (полоски0. Ребята, полоски – это и есть полотенца. Лера, сколько полосок у тебя на столе? (две). Захар, какого цвета эти две полоски? (Желтая и красная). Юсуф, какая из полосок узкая, а какая широкая7 (Красная полоска узкая, а жёлтая полоска широкая.) А как это можно проверить? (отрабатывается приём наложения). Значит, красное полотенце узкое, а жёлтое полотенце – широкое, Кому же6 Мишке или Зайцу мы дадим красное узкое полотенце (отрабатывается речевой образец «Красное узкое полотенце мы дадим Зайцу»).А какое по цвету и ширине полотенце мы дадим Мишке? (отрабатывается речевой образец «Желтое широкое полотенце мы дадим Мишке»). Вот и помогли мы ребятам - зверятам, больше они ссориться не будут: у каждого – своё полотенце. А мы, ребята, отправляемся в путь на поезде.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Загудел паровоз
И вагончики повё з:
ТУ-ту-ту.
Вот и вернулись мы опять к домику, где живут Зайка и Мишка. Только вот ушёл Мишка в лес, а к домику прибежал страшный Волк, испугался Зайка. Давайте, поможем ему спрятаться в домик. Поможем? Присядьте за столы, посмотрите, что перед вами? (домики). А рядом с домиками лежат двери. Нам нужно выбрать дверь, в которую сможет пройти только Зайчик, а Волк не сможет. Они разные по ширине. Посмотри, Полина, какая из них широкая, а какая узкая? Как это проверить? (закрепляется прием наложения, воспитатель наблюдает за тем, как дети справляются с заданием). Так какую дверь нужно поставить: широкую или узкую? Почему? (чтобы в неё смог пройти только Зайчик). А почему Волк не сможет пройти в узкую дверь? Какой он вообще по размеру: больше или меньше Зайки? (отрабатывается речевой образец «Волк больше, чем Заяц»). Вот и помогли мы Зайке спрятаться от Волка.
3 часть – СООТНЕСЕНИЕ МНОЖЕСТВА С КОЛИЧЕСТВОМ ДЕЙСТВИЙ.
А теперь, ребята, выходите на полянку и послушайте, какое новое задание вы будете выполнять. У меня есть карточки. Что на них нарисовано? Правильно – точки. Внимательно послушайте задание: я покажу карточку, а вы прохлопаете столько раз, сколько точек нарисовано на карточке. (аналогично – попрыгать столько же раз).
4 часть – УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ в расположении полос, разных по ширине.
А сейчас, ребята, нам нужно помочь маме-лягушке, которая живёт в реке. У неё много деток, которых называют? (один лягушонок, а много - … лягушата. Повторите, пожалуйста). Постирала мама-лягушка полотенца, вот как их много, давайте поможем ей развесить их на верёвочки, посмотрите, как это начну делать я. Какое полотенце я повесила вначале: широкое или узкое? (воспитатель задаёт закономерность расположения полос). Вам нужно будет продолжить.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Молодцы, ребята. Кому же мы с вами сегодня помогали? Что делали? (Анализ деятельности не с точки зрения сюжета, а с точки зрения эффективности реализации программных задач. Воспитатель отмечает работу каждого и даёт завершающую общую оценку,