Екатерина Ляпина
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: повторить цифры, познакомить детей со знаками «>», «<», «=», учить сравнивать числа от 1 до 10, используя знаки и модели типа «кругов Эйлера». Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, овал) и их свойства. Закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Повторить образование соседних чисел (4 и 5, 5 и 6)
Развивающие задачи: Развивать зрительную память у детей, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать умение отвечать на заданный вопрос.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста „Знакомство со знаками „больше“, „меньше“, „равно“» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. Воспитывать уважительное отношение к окружающим (не перебивать воспитателя и отвечающих товарищей, дать возможность ответить другим, не выкрикивать с места).
Предварительная работа: Повторить накануне занятия цифры от 0 до 10. Поиграть в игру «В каком домике живет больше людей».
Материал и оборудование:
Оборудование: доска, указка.
Демонстрационный материал: две группы однородных предметов для фланелеграфа (синие квадраты – 4 шт., красные круги – 5 шт., карточки с цифрами от 0 до 10, карточки с изображением знаков «>», «<», «=», обруч в виде эллипса, значок<7.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10 (2 набора, числовые карточки, карточки с изображением знаков «>», «<», «=», карточки со значком< 7, овал для раскладывания цифр
Ход занятия:
Математическая разминка: На фланелеграфе располагают квадраты и круги.
- Дети, какие геометрические фигуры здесь видите? (Квадраты)
- Квадраты, какие? (Синие)
- Как еще можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники)
- Почему они так называются? (Потому - что у них 4 угла)
- А сколько сторон у квадрата? (4)
- Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.
- Дети, какие геометрические фигуры вы видите еще? (Круги)
- Круги, какие? (Красные)
- А у кругов есть углы? (Нет)
Работа с демонстрационным материалом:
- Ребята, сколько на доске квадратов? (4)
- Хорошо, а сколько на доске кругов? (5)
- Давайте сравним круги и квадраты?
- Чего больше? (Кругов)
- А чего меньше? (Квадратов)
- Почему вы так решили? (Потому-что 4 меньше 5)
- Правильно. Давайте скажем это вместе.
Воспитатель вместе с детьми произносит: «4 меньше 5», сопровождая свою речь движением указки.
- Ребята, для того, чтобы записать числа люди придумали цифры. Какие цифры здесь нам понадобятся?
(4 и 5)
Воспитатель выкладывает под геометрическими фигурами соответствующие цифры.
- А для того, чтобы не писать между ними слово «меньше», люди придумали вот такой значок.
Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух, сопровождая чтение движением указки.
После этого воспитатель предлагает прочитать запись наоборот: Кругов 5, а квадратов 4.
- Сравним теперь круги и квадраты. (Кругов больше, чем квадратов)
- Правильно.
Воспитатель выкладывает соответствующие цифры.
- А для того, чтобы не писать между ними слово «больше», люди придумали вот такой значок.
Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух, сопровождая чтение движением указки.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы из знака больше получить знак меньше? (Перевернуть знак в другую сторону)
- Этот знак может нам напоминать птичку, так вот, в той стороне, куда она открыла рот, будет всегда больше. А с другой стороны – меньше.
С доски убираются все цифры и знаки, а также один круг.
- Ребята, сколько теперь на доске кругов? (4)
- Как из 5 получилось 4? (Убрали один)
- Правильно, из 5 убрать один, получится 4.
- Сколько у нас квадратов? (4)
- Давайте теперь сравним круги и квадраты. (Кругов столько же сколько и квадратов. А значит их поровну.)
- Как нам это записать?
Воспитатель вызывает к доске ребенка, и он выкладывает цифры под геометрическими фигурами.
- Для того чтобы поставить между цифрами знак, нам понадобится знак равно. Он выглядит вот так.
Воспитатель показывает знак равно и выкладывает его на нужное место. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух, сопровождая чтение движением указки. Аналогично делается по 5.
Физминутка:
«Хомка»
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель меняет количество кругов и квадратов на доске (на 5 и 6).
- Ребята, найдите у себя на столах числовые карточки, соответствующие количеству кругов и квадратов.
Дети выкладывают карточки.
- А теперь поставьте между ними подходящий знак.
Дети подбирают нужный знак.
- А теперь замените числовые карточки цифрами.
- прочитай запись, которая получилась. (Пять меньше шести.)
- А теперь начнем читать запись с шести. Прочитай (Шесть больше пяти.)
- что нам нужно сделать, чтобы использовать знак «равно»?
(Нужно, чтобы кругов и квадратов было поровну. Убрать один квадрат.)
- Составьте новую запись.
Ребята составляют на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.
-какая запись получится при такой замене? (5 равно 5)
- как еще можно уравнять круги и квадраты? (Добавить один круг)
- Составьте новую запись.
Ребята составляют на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.
- какая запись получится при такой замене? (6 равно 6)
После каждого выкладывания детьми, воспитатель следит за правильностью выполнения задания. Если кто-то из детей не справляется, то воспитатель вызывает одного такого ребенка к доске, выполняет вместе с ним задание, а все остальные исправляют свои ошибки на местах.
- Дети, мы с вами хорошо поработали, а теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Две лягушки»
Дидактическая игра:
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Поселим цифры в домик». Для этого расположите по порядку цифры, лежащие у вас на столах от 0 до 10. (Дети раскладывают цифры)
- Домиком у нас будет овал. Найдите его у вас на столах. А теперь поселите в «домик» (положите в овал) те цифры, которые меньше семи. Остальные нужно оставить вне круга (у них другой дом, не здесь).
(Дети вкладывают в овал значок.
- назови, какие числа меньше семи, «кто живет в домике»? (6, 5, 4, 3, 2, 1)
Воспитатель выкладывает на доске правильный ответ, дети сравнивают свой результат работы с образцом, исправляют ошибки.
- а для каких чисел нужен другой дом? (7, 8, 9, 10)
- Какая в нем будет вывеска? (Это будут числа больше или равные семи.)
- Правильно, и тогда для этого домика будет другой значок.
Если дети затрудняются в выполнении задания, воспитатель предлагает сравнивать с числом 7 каждое число, располагая на месте точек в значке соответствующую цифру или даже числовую карточку. Если дети выполняют задание легко, то можно поменять значок несколько раз.
Итог.
- Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали? (Мы узнали, как пишутся знаки «больше», «меньше» и «равно»).
- Для чего они нам нужны? (Для сравнения чисел).
- Но раньше мы сравнивали числа и не использовали эти знаки. Зачем они нам теперь понадобились? (Для того чтобы можно было записать выражение и прочитать его)
- Правильно, молодцы! Пригодилось ли нам знание знаков в сегодняшней игре? (Да)
- Какой именно знак нам пригодился? (Знак меньше)
Источники:
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiia-po-matiematikie-dlia-starshiei-ghruppy-dietskogho-sada-po-proghrammie-razvitiie-l-a-vienghier
Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Булычевой А. И. -М: НОУ «УЦ им. Л. А. В