Наталья Станинова
Конспект открытой НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение объёма жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.
Задачи:
Образовательная:
Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.
Повторить состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Публикация «Конспект открытой НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Измерение объёма жидкости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
Форма обучения: Коллективная, дифференцированная, индивидуальная работа.
Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
Оборудование:
Два прозрачных сосуда, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
Предварительная работа:
Измерение объема жидкости с помощью условной мерки. Дидактические игры «Продолжи числовой ряд», «Назови соседей числа».
Словарная работа: обогащение и активизация.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Чтобы умными нам стать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Воспитатель вносит коробку.
- Сегодня я пришла к вам с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Письмо от Незнайки! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Незнайке?
-Да!
Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
- Чем отличаются друг от друга кувшины?
Дети дают характеристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- В какой кувшин вошло больше воды?
- Не знаем.
- А что нужно сделать, чтобы узнать?
- Измерить!
- Чем будем измерять?
- Меркой! (Дети видят, что на подносе стаканы)
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
— Посчитаем, сколько стаканов получилось.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
- Один стакан, два стакана, три стакана. Всего три стакана.
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Воспитатель:
- Что же мы ответим Незнайке?
Воспитатель напоминает вопрос.
Дети отвечают:
- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит
- Второй вопрос от Незнайки: «Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра?»
Воспитатель: Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
- Половина этой воды.
-Верно!
Воспитатель достаё т две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаё т детям вопросы:
- Максим, повтори, что ты сейчас сделал?
- Что мы узнали?
- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?
- Да!
- Что надо сделать?
- Измерить!
- Выходим к столу, наливаем воду из стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителями измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, что напишем Незнайке?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать объем жидкости, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Незнайке отправим литровую и пол-литровую банки.
Воспитатель:
- А сейчас мы отдохнём. Физкульт. минутка.
Физкульт. минутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – нам нужно пошагать.
Семь и восемь – лень отбросим.
Девять, десять – будем дальше продолжать.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
После окончания игры, воспитатель:
А вы помните, что у Незнайки день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.
Дети работают в группах. Аппликации разноуровневого характера. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. В ней меньшее количество геометрических фигур. Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень развития. Во время работы воспитатель контролирует работу детей. В заключении, каждый ребенок свою работу должен положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур он использовал.
Воспитатель:
- Ну, ребята, на вопросы Незнайки мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!