Марина Яковлева
Конспект НОД «Измерение длины» по математике с использованием проблемно-игровой ситуации в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Измерение длины
Цель: обучение детей разным способам измерения длины.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с разными способами измерения длины
- познакомить с измерительными инструментами – метром и линейкой
- формировать умение пользоваться линейкой для измерения длины отрезков
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.
Материалы:
Публикация «Конспект НОД „Измерение длины“ по математике с использованием проблемно-игровой ситуации в подготовительной группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Демонстрационный: большой лист с изображением двух домов и дорожки между ними, портновская сантиметровая лента или метр, рулетка и линейка.
Раздаточный: листки с изображениями домов и дорожкой между ними, линейки.
Интеграция: речевое развитие.
Ход занятия:
В. Ребята, Винни-Пух и Пятачок решили узнать расстояние от домика Винни до домика Пятачка. Когда Винни считал шаги от своего домика до домика Пятачка у него получилось 10 шагов, а у пятачка получилось 20 шагов. Как же так получилось, ведь расстояние от одного домика до другого не менялось?
(Противоречие: расстояние одинаковое, а количество шагов получилось разное).
- предположения детей: разные дорожки, шаги у Винни большие, а у Пятачка маленькие.
Первое предположение неверное, поскольку дорожка между домами одна.
Обсуждая второй вариант ответа, дети отмечают разницу в мерках-шагах Винни-Пуха и Пятачка. Это правильно, но дети не видят связи между длиной дорожки, величиной шагов и результатом.
Далее педагог обращает внимание на связь количества и размера шагов. Дети рассуждают: “У Винни Большие шаги – их получилось 10, а у Пятачка маленькие шаги, поэтому их “уложилось” больше - 20”. Выявленная закономерность формируется вместе с педагогом.
Вывод. Чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.
(для закрепления вывода предложить измерить шагами длину ковра самому высокому ребёнку в группе и самому низкому, посчитать шаги вслух и сравнить результат).
В. Кто знает какими ещё мерками можно измерять длины отрезков? (пядь, ладонь, локоть и т. д.)
- Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д. – что проверили опытным путём, измеряя ковёр шагами).
- Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела — они всегда одинаковые.
Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.
В. показывает модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.
В. Чем было бы удобнее Винни и Пятачку измерить расстояние между домами? А нам ковёр, чем удобнее измерять? Какие ещё предметы в группе можно измерить и какой меркой будет удобнее это сделать? (Столы, шкафы, стеллажи, книги и т. д.).
Давайте измерим расстояние между домиками у вас на картинках. Какое расстояние у вас получилось? Одинаковое у всех и ли разное? Почему? (Да, потому, что все меряли линейками). Помогли мы Винни-Пуху правильно измерить расстояние между домиками? (Да) Молодцы!
Рефлексия.
- Какие способы измерения длины вы сегодня узнали? (шагами, ладонью, линейкой, сантиметром).
- А какой способ более точный и почему? (Линейкой или метром, потому что они одинаковые).
Использованы материалы из книги:
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.