Валентина Снигирева
Конспект НОД «Измерение объёма жидких веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : «Измерение объёма жидких веществ».
Цель:
Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10, свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Измерение объёма жидких веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок
Оборудование: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
План занятия:
Элементы занятия Время
Продолжительность, мин.
1. Организационный момент. 1
2. Постановка цели и задач занятия. 1
3. Изучение нового материала. 15
4. Физкультминутка. 5
5. Повторение ранее изученного материала. 5
6. Подведение итога занятия. 3
Итого 30 мин.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Этап
Деятельность педагога Деятельность
детей Методическое обоснование и самоанализ
1. Предлагает детям сесть на стулья;
раздаёт раздаточный материал;
приветствует детей Садятся на стульчики;
слушают воспитателя;
настраиваются на работу. Словесный метод, учитывать, с каким настроением пришёл каждый из детей.
2. Воспитатель входит с коробкой.
- Сегодня на занятие я пришла с посылкой! Давайте откроем её,
посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду? Слушают воспитателя;
проявляют
заинтересованность;
настраиваются на работу;
- Да!
Сюрпризный момент: заинтересовывает детей, активизирует детей к деятельности (помочь).
3. Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
- Чем отличаются друг от друга кувшины?
Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- В какой кувшин вошло больше воды?
- А что нужно сделать, чтобы узнать?
- Чем будем измерять?
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
— Посчитаем, сколько стаканов получилось.
- Что же мы ответим Леопольду?
Воспитатель напоминает вопрос.
Воспитатель достаё т из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:
- Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
-Верно!
Воспитатель достаё т две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаё т детям вопросы:
- Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?
- Что мы узнали?
- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?
- Что надо сделать?
- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, что напишем Леопольду?
Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.
Дети высказывают свои предположения.
Дети дают характеристику предметов.
-Не знаем.
- Измерить!
Стаканами!
(Дети видят, что на подносе много)
Дети начинают выполнять практическую деятельность, проявляется интерес к познанию через действие.
Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Дети отвечают:
- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Дети с интересом рассматривают
банку.
Дети следят за действием воспитателя.
- Половина этой воды.
-Да!
-Измерить!
Дети высказывают свои предложения. Формы:
коллективная и групповая.
Методы:
Практические, словесный, наглядный.
Дидактические задачи:
Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.
Развивающие задачи:
Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Развивается общение детей между собой, уважительные отношения друг к другу.
4. Воспитатель:
- Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.
Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д. Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Форма:
Коллективная.
Приё мы: игровой, вопросы детям;
Дидактическая задача:
Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10
5. После окончания игры, воспитатель:
-А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.
Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития.
Во время работы воспитатель контролирует работу детей. В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали. Дети работают в группах.
Аппликации разноуровневого характера.
В заключении,
каждая группа детей свою работу должна
положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали. Форма:
Дифференцирован-
ная.
В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. В ней меньшее количество геометрических
фигур.
Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень.
Методы: словесный
(инструкция); практический (продуктивная деятельность).
Дидактическая задача:
Повторить свойства геометрических фигур.
Воспитательные задачи:
Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
6. Воспитатель:
- Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу! По мере возможности дети помогают убрать оборудование Методы: словесный (беседа).
Связь с трудовой деятельностью.