Александра Жуйкова
Конспект открытой НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство. Прямоугольник и квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике в средней группе
«Путешествие в математическое королевство»
[/h4]
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Учить детей различать геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат.
Публикация «Конспект открытой НОД по ФЭМП в средней группе „Путешествие в математическое королевство, Прямоугольник и квадрат“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 5.
• продолжать знакомить детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью;
•Учить ориентироваться в правильном определении пространственного расположения на плоскости (право, лево, вверх, вниз).
Развивающие задачи:
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Демонстрационный материал: замок с геометрическими фигурами, геометрические фигуры квадрат, прямоугольник, зеленая лужайка, листочек, изображение с цифрами от1 до 5
Раздаточный материал: геометрические фигуры квадрат, прямоугольник, геометрические фигуры квадрат и треугольник по количеству детей, зелёные листы бумаги, листочки по количеству детей, цифры от 1 до 5 по количеству детей
Ход занятия:
Ребята, я очень рада вас видеть.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
Молодцы! Ребята, сегодня утром на столе я что-то нашла. Хотите узнать, что? шкатулку в ней письмо, которое адресовано детям средней группы «Пчёлки». Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. (на доске висит изображение злого волшебника). Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
А вы хотите познакомиться с королевой математики и помочь ей? А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)
- А я вам предлагаю отправиться на волшебном космолете. Нам предстоит долгий путь. (дети рассматривают картину)
Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!
1 задание «Геометрические фигуры».
- Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
***
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дорогу смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
1-ое задание
Детям показывают квадрат и прямоугольник разного цвета. Педагог, указывая на квадрат, спрашивает, что это? (дети называют). А это что?
(педагог показывает прямоугольник). Это прямоугольник говорит он и объясняет:
Сегодня поучимся различать прямоугольник и квадрат. Он по очереди обводит пальцем фигуры, указывая направление движения: «Провожу слева направо, поворачиваю палец и веду сверху вниз». Детей привлекают к совместному действию в воздухе.
Далее педагог спрашивает у ребят: «чем отличается прямоугольник от квадрата?» А чем схожи квадрат и прямоугольник? Берет квадрат и прямоугольник и методом накладывания сравнивает эти фигуры. Педагог устанавливает, что прямоугольник удлинен, этим он и отличается от квадрата. Чтобы убедиться дети накладывают квадрат на прямоугольник, подвести детей тому, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.
Давайте рассмотрим картину. Что изображено на ней? (королевство) правильно оно необычное, а нарисовано из геометрических фигур.
Их каких геометрических фигур? (ответы детей)
Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните фигуры, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются?
Молодцы, замки получились красивые у всех.
А нас ждет второе задание.
2-ое задание
Ребята смотрите, из окон нашего космолета видно, что в королевстве математики перепутались все части суток, вместо утра теперь ночь, а вместо вечера день, наверно это проделки злого волшебника, давайте поможем королеве математики и жителям ее королевства, расставить части суток по порядку.
-Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
Когда это бывает? Правильно утром. Утро начинается с пробуждения. Просыпаются все, и люди, и растения, и животные. Жёлтый круг будет обозначать утро.
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Что это за часть суток? Правильно, день.
Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Красный круг у нас будет обозначать день.
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
Что это за часть суток? Правильно, вечер. Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. Голубой круг у нас будет обозначать вечер.
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
Что это за часть суток? Правильно, ночь. Ночью на небе появляется луна и звезды. Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Чёрный круг будет у нас обозначать ночь.
Вот мы и расположили все части суток в королевстве по порядку. Давайте ещё раз с вами повторим, какую часть сток обозначает жёлтый круг? Красный? Голубой? Чёрный?
Что мы с вами делаем утром? Днём? Вечером? Ночью?
Молодцы ребята, справились с заданием. Летим дальше на нашем космолете.
3-е задание:
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте со своих мест
Нас ждет физкультминутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4-ое задание:
Молодцы, а мы с вами продолжаем дальше путешествовать по математической стране. Смотрите перед вами лежат зеленые листы бумаги. Это у вас будет лужайка. В правую руку возьмите листочек. Подул ветер и сорвал листочек с дерева. Он упал прямо в центр полянки, а ветер все дует и кружит листочек, вот он понес его вправо, влево, вверх, вниз и снова вернул его в центр.
Молодцы!
5-ое задание
Воспитатель: Сейчас нас ждет новое задание.
Воспитатель: Королева математики во всем любит порядок. Вот и дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. А теперь все перепуталось. Давайте построим, дома начиная от самого высокого к низкому.
Воспитатель: А теперь сосчитаем дома, сколько домов у нас получилось? (5)
Воспитатель: А теперь сосчитаем дома в обратном порядке (от 5 до 1)
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и справились еще с одним заданием!
6-ое задание
- Сейчас мы с вами решим занимательные задачки, которые приготовила для нас королева математики. Только слушать их нужно очень внимательно!
-Навострите свои ушки на макушке и послушайте: (Презентация).
Задачка «В гостях у пчелы».
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.
- Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?
- Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?
- Каким по счету приковылял волк?
- У кого была самая маленькая посуда?
- У кого была самая большая посуда?
Задачка «У лося в гостях»
Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.
- Сколько зверей поместилось на большой скамейке?
- Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?
- На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?
- А на какой скамейке поместилось меньше зверей и почему?
- Молодцы ребята!
Задание 7:
- Ребята, злой волшебник в королевстве математики решил немного пошалить с числами 1,2,3,4 и 5, он их заколдовал, что числа перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок!
(У каждого ребенка фишки с цифрами от 1 до 5. Дети выстраивают числа по порядку).
- Посмотрите, здесь на полянке, тоже перепутались числа, давайте им тоже поможем встать всем на свои места
Итог:
Ребята вы такие молодцы, помогли королеве математики спасти её королевство, но к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Чем мы сегодня с вами занимались?