Наталья Короткова
Конспект занятия по РЭМП с использованием проблемного диалога «Измерение и сравнение объёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию элементарных
математических представлений с использованием
проблемного диалога по теме :
«Измерение и сравнение объёма.»
в подготовительной группе.
МДОУ детский сад № 77
воспитатель: Короткова Н. Е.
Ярославль, 2017 год.
Цель:
Публикация «Конспект занятия по РЭМП с использованием проблемного диалога „Измерение и сравнение объёма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Сформировать представления об измерении объёмов, сравнении сосудов и предметов по объёму с помощью мерки; способствовать развитию памяти, мышления,внимания.
Демонстрационный материал: куклы-игрушки Маши и медведя; два стеклянных стакана разных по высоте, но одинаковых по объёму; мерная кружечка; картинки с нарисованными кружками синего, красного, зелёного и желтого цвета разные по объёму; подарочная коробка с кубиками.
Раздаточный материал: предметы игрушечной посуды разного объёма (кастрюльки, миски и т. д., небольшие ведёрки для воды, мерные кружечки, деревянные кубики одного размера по 7 штук на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Проблемная ситуация :
Игра «День рождения медведя»
Сегодня на встречу с вами со мной пришла Маша из сказки «Маша и медведь». У медведя день рождения и девочка приготовила ему сюрприз: испекла пирог с мёдом и заварила чай с малиной. А угостить Мишу она хочет из той кружки, в которую войдёт больше чая, но никак не может решить, какую кружку взять. Давайте ей поможем.
Дети высказывают предположения. Обычно они считают, что больше по объёму та кружка, которая выше, (если мнение детей едино, то воспитатель высказывает противоположное мнение).
Задание было одно, а сколько мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? (как измерить объём кружек)
1. Непосредственное сравнение по объёму с помощью мерки.
- У меня на столе есть вода и мерный стаканчик. Может быть они нам помогут решить наши затруднения. Для измерения объёма сосуда надо выбрать мерку (мерный стаканчик) и узнать сколько раз она уместиться в измеряемом сосуде.
Воспитатель на глазах у детей выполнят измерение : наполняет мерный стаканчик до краёв и переливает в кружку, дети считают количество вылитых стаканчиков. Тоже самое выполняется со второй кружкой. Все убеждаются, что в обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости. В этом случае говорят, что кружки равны по объёму.
Практическая работа:
1. Дети работают в группах по 2-3 человека. На столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объёма (кастрюльки, миски и т. д.) и по небольшому ведёрку с водой.
- Попробуйте теперь сами сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе. Дети выполняют задание. Воспитатель помогает группам, выслушивает их суждения, обращает внимание на то, что вода в мерный сосуд должна быть налита до краёв. Затем группы выслушивают друг друга, например, кастрюлька по объёму меньше, чем миска. И т. д.
2. – Посмотрите на кружки, нарисованные на картинке. Как вы думаете, подошли бы эти кружки Маше и Медведю, чтобы налить чай поровну (Нет. Жёлтая кружка больше по объёму, чем синяя, так как высота у них одинаковая, а дно жёлтой кружки больше. Зелёная кружка тоже больше по объёму, чем синяя, потому что она выше синей, а дно у них одинаковое. А про синюю и красную трудно сказать, так как у них высота разная и дно разное).
Физкультминутка.
Миша с Машей бойко топают,
Бойко топают- посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают- раз, два, три.
Мишке весело, мишке весело-
Вертит мишенька головой.
Маше весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой-ой-ой!
Дети под музыку топают ногами, хлопают в ладоши, кружаться.
2. Измерение объёмов пространственных фигур кубиками.
Игра «Кубики».
- Какой же день рождения без подарка. И Маша тоже подарит медведю подарок- коробку с кубиками.
Воспитатель показывает детям коробку с кубиками и вынимает из неё один кубик и предлагает определить у кого самый точный глаз. Для этого нужно догадаться, не заглядывая в коробку, сколько кубиков можно выставить в один слой на её дне.
Дети высказывают предположения, после чего воспитатель даёт им возможность убедиться в правильности или ошибочности их суждений. Число кубиков пересчитывается вслух.
- Какими мерками мы измерили объём коробки? (кубиками)
-Чему равен объём коробки в кубиках?
Практическая работа:
На столах у детей по 7-8 кубиков. Кубики у всех одинаковые. Воспитатель предлагает каждому построить фигуру их четырёх кубиков.
- Равны ли объёмы ваших фигур? Почему? (Да, у всех по 4 одинаковых кубика.)
- Теперь составьте фигуры из 7 кубиков. Равны ли их объёмы? Почему? (Да, у всех по 7 одинаковых кубиков.)
- А теперь составьте любую фигуру, какую захотите, и определите её объём.
Дети строят фигуры их кубиков и сравнивают их по объёму.
Итог занятия :
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, помогли Маше. А кто запомнил, какими мерками мы измеряли объём? (стаканчиками, кружками, для фигур – кубиками)