Анна Жук
Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года;
продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
воспитывать интерес к сотворчеству.
Предварительная работа: Чтение стихов об осени, рассматривание картин с изображением деревьев осенью, проведение бесед на тему «Осень, признаки осени», прогулка по экологической тропе, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы: музыкальные произведения П. И. Чайковского, Антонио Вивальди, Й. Гайдна, Ф. Шопена, «Звуки леса», иллюстрации по теме «Осень», осенние листья, грибы.
Для детей: сигнальные карточки – листочки (красные и зеленые) для игры «Да», «Нет»; мяч для игры «Погода осенью»; клейстер, кисти, салфетки, клеенка, ватман с изображением Осени, пластилин, стеки, доска для пластилина, салфетки для облаков, осенние листья для аппликации.
1. Организационный момент. Приветствие детей.
Воспитатель: посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.
Дети:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:- Доброе утро!
-Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Воспитатель. Ребята, а вы любите, когда к вам приходят в гости?
Дети: Да.
Воспитатель. Замечательно, сегодня к нам тоже придет гостья. А кто,вы догадайтесь сами.
Загадка.
Она пришла и лес затих,
Снимает зелени наряд,
Теперь все листья, как один,
Красивым золотом горят. (Осень)
Появляется Осень. Здоровается с детьми и гостями.
Воспитатель предлагает Осени послушать, как много дети о ней знают.
Чтение стихотворения (читает воспитатель) Н. Найденовой «Как хорошо в гостях у осени…»
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Воспитатель. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени у нас особая любовь.
3. Беседа (вопрос – ответ); чтение стихотворений детьми:
Воспитатель: Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети: К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Чем интересен сентябрь? (Урожаем овощей и фруктов, уже в середине сентября некоторые птицы: это ласточки, черные стрижи, соловей, горихвостка, иволга начинают сбиваться в стаи и стремятся к югу).
С. Цокур
В сентябре еще не грустно:
Теплый полдень, все в цветах.
Помидоры и капуста
Поспевают на полях.
По утрам, конечно, зябко,
Но пока морозов нет.
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет…
- Закончился сентябрь и приходит какой месяц? (Октябрь)
- Что происходит в природе? ( Птицы: дикие гуси, дикие утки, серый журавль, лебеди сбиваются в крупные стаи и стремятся на юг к теплу. Звери готовятся к зиме. Белки делают запасы на зиму. Строят и утепляют гнезда и норы сухими листьями, как ежи. Меняют летние шубки на зимние — более пушистые и теплые). Осень предлагает детям отгадать загадки, которые она для них приготовила.
Загадки о грибах:
С толстой ножкой, невелик,
В мох укрылся (боровик).
Если заберусь в корзину –
Будет вам запас на зиму.
Очень я хорош на вкус!
Догадались? Это … (груздь).
Водят дружный хоровод
Рыжие сестрички.
Каждый сразу тут поймет:
Перед ним … (лисички).
На пеньке сидит отважно
Кучка храбрецов-ребят.
Их легко узнает каждый:
Кто ж не знает про ….(опят?
Всех оттенков и цветов
Шапочки у тех грибов.
Собирайте их без спешки,
Очень хрупки (сыроежки).
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нём — его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб. (мухомор).
Чтение стихотворения ребенком:
М. Сухорукова
Октябрь-грязник
На водах золотая рябь,
Летит, летит листва.
Ветрами зябким октябрь
Все лезет в рукава.
Он сам себе и царь, и князь,
Но весь дождем пропах,
И месит грязь, и месит грязь,
И ходит в сапогах…
На смену октябрю приходит какой месяц? (Ноябрь)
- Что происходит в природе? (В лесу и в городе, то в одном, то в другом месте можно встретить зимнюю гостью синицу, чечетку. Лесные звери уже полностью готовы к зиме).
А. Фукалов (Даша)
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
Вместе с детьми Осень рассматривает плакат «Правила поведения в лесу», дает нам корзину с мячом и знаками.
Осень : «В лесу вас, ребята, вас и ваших гостей ждет сюрприз. А мне пора, у меня еще много дел, мне надо подготовиться к встрече со своей сестрой Зимой. До свидания, ребята».
Дети прощаются с Осенью. Осень уходит.
4. Воспитатель: Дорога в лес нелегка: далека, трудна, идти по тропе придется. Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной.
Игра с движением «Прогулка в лес» (под музыку) :
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. Дети маршируют
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»
На носочки встали и к лесу побежали Бегут на носках
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем. Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки».
И снова по дорожке
Мы весело шагаем Маршируют
Вот мы и пришли в осенний лес. Как здесь красиво, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на пенечки (дети садятся на стульчики).
- Ребята, прислушайтесь к звукам леса. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать, вдохнем аромат леса. (Дети слушают звуки леса)
-Ребята, кто что услышал?
А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подбери действие и покажи».
- Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
- Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
- Урожай осенью — убирают, собирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья, засыпают.
- Звери осенью — готовят припасы к зиме, меняют шубки.
Молодцы! Следующая игра.
Игра «Погода осенью» (с мячом) :
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
- Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
- Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
- Погода ранней осенью (какая) — пасмурная, дождливая.
- А погода поздней осенью (какая) - хмурая, морозная.
- Деревья ранней осенью (какие)— с разноцветными листьями,
- Деревья поздней осенью (какие) — голые.
Игра «Да», «Нет». Сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да» ,то вы показываете зеленый листочек, а если ответ «нет» - то показываете красный листочек.
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы.
- Как хорошо в лесу! Давайте немного отдохнем и представим, что мы листики.
Физкультминутка:
Листья осенние тихо кружатся. Кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают
И под ногами шуршат, шелестят. Движение руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Вот мы и отдохнули. Я вам предлагаю поиграть еще в одну игру.
Игра «Лесное эхо»
Эхо лесное, спросить я могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас мы узнаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - спросим.
Осень, осень, осень.
Молодцы, а сейчас пора возвращаться в детский сад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки.
Раз, два, три, четыре, пять.
В садик мы пришли опять.
Вот мы и вернулись. Ребята, чем мы занимались в осеннем лесу? Что вам понравилось?
Я предлагаю вам стать художниками и сделать подарок для Осени : ковер из листьев, ветку рябины из пластилина, облака из салфеток. Вспомнить с детьми как правильно работать с пластилином и стекой, как правильно наносить клей на листочки.
6. Пальчиковая гимнастика «Осень» :
Солнышко греет уже еле-еле растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики
Перелётные птицы на юг улетели машем ручками, как крылышками
Голы деревья, пустынны поля, разводим ручками
Первым снежком принакрылась земля. плавно опускаем ручки вниз
Река покрывается льдом в ноябре- сжимаем ручки в замок
Поздняя осень стоит на дворе. разводим руками перед собой
7. Самостоятельная работа детей
На столах разложены предварительно заготовленный силуэт девушки; клейстер в баночках, кисточки для клея, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, сухие осенние листья, пластилин, доска для пластилина, стеки, салфетки для облаков.