Оксана Попова
«Формирование правильного произношения звука [ч]». Занятие по звуковой культуре речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч»
Цель: Познакомить с новым звуком. Объяснить детям, как правильно произносить звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах). Развивать фонематический слух детей.
Публикация «„Формирование правильного произношения звука [ч]“, Занятие по звуковой культуре речи в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи : подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику; добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
развивать фонематический слух; формировать фонематическое восприятие;
продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;
развивать высшие психические функции детей; развивать музыкальные способности детей, расширять представления детей о неречевом звуке — звуке стука колёс паровоза.
Оборудование: паровозик, аудиозаписи, вата (на снежинки).
Ход занятия
I Организационный момент Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
-Что это? ( дети: паровоз). Правильно. Ой, а что это? Послушайте. (звучит фонограмма - звук паровоза)
Появляется игрушка паровоз.
И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие? ( дети: на паровозе)
Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.
Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма «Песня паровозика»)
Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.
Приехали! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.
Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Упражнение «Лошадка»
Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
III Знакомство со звуком Ч.
а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаё т: ч-ч-ч
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч :
губки округлены
зубки не смыкаются
язычок поднят вверх и с силой произносим звук Ч
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
Давайте попробуем сдуть вату, произнося звук Ч.
б) совместная и индивидуальная работа с детьми.
Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное
произношение звука : по частоте его произношения и силе)
IV Развитие фонематического слуха
а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С
б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч : ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ- ЧЕ-ЛА-ТЮ-ЧУ
в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч : девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса, волшебство, черепаха, ведро,
чучело.
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
Физминутка «Паровоз».
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
VI Автоматизация звука Ч в слогах и словах
а) - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.
б) –Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будете с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ, поднимайте руку.
Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка, вол-чок, бель-чонок, зай-чик,стуль-чик,маль-чик, лиси-чка,лесо-чек,листо-чек.
VIII Итог занятия
С каким звуком мы играли?
Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).
Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.
(под песенку паровоз уезжает домой).