Валерия Сопотова
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [С] и [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Дифференциация звуков С и Сь».
Программное содержание:
1. Закрепление умения дифференцировать звуки С и Сь.
2. Учить находить лишний звук в слове.
3. Закрепить умение различать мягкие и твердые согласные звуки.
4. Добиваться четкого и ясного произношения каждого звука, слова, фразы.
5. Закреплять умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе „Дифференциация звуков [С] и [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игровое поле в форме круга, разделенного на 8 секторов. Волчок со стрелкой, 8 конвертов с заданиями, изображение девочки и мальчика, сумка и сетка с карманами для карточек, большое дерево из картона, сюжетные картинки по числу детей, доска.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В группе стол с игровым полем, вокруг стулья по числу детей. В центре игрового поля волчок со стрелкой. На поле 8 конвертов с заданиями.
Воспитатель: Сегодня, дети, мы с вами поиграем в интересную игру «Знатоки», волшебный волчок поможет нам узнать, какие интересные задания ждут нас в конвертах. Итак, начнем.
Воспитатель крутит волчок, он показывает стрелкой на конверт № 1, читает: С вами играет фотограф, он прислал изображения 2 детей. Хотите узнать как их зовут?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Для этого надо определить первые (или последние) звуки в словах-названиях предметов, нарисованных на картинках (карточках).
-САНКИ, АРБУЗ, ШАР, АИСТ (имя САША).
Дети: На этой картинке санки. В этом слове первый звук С. На этой картинке арбуз. В слове арбуз первый звук А, на картинке шар, первый звук Ш и т. д.
Воспитатель: СОСНА, ИГЛА, МАТРЕШКА, АПЕЛЬСИН (Сима).КТО может назвать имена детей?
Дети: Саша и Сима.
Воспитатель: Какой первый звук в слове САША?
Дети: Первый звук С, он согласный, твердый.
Воспитатель: Какой первый звук в слове СИМА?
Дети: Первый звук Сь, он согласный, мягкий.
Воспитатель: Сейчас следующий ход – кто-то из детей крутит волчок, и все ждут, на каком конверте остановится стрелочка. Конверт № 2.
Ребята, это письмо нам прислали продавцы из универмага и ещё прислали сумку и сетку. (Вывесить на доске изображения сумки и сетки, а детям раздать карточки, изображающие разные предметы).
Какой первый звук в слове СУМКА?
Дети: В слове СУМКА первый звук С. Он согласный, твёрдый.
Воспитатель: Какой первый звук в слове СЕТКА?
Дети: В слове СЕТКА первый звук Сь. Он согласный, мягкий.
Воспитатель: В сумку мы сложим все предметы, где слышится твердый звук С, а в сетку - предметы с мягким звуком Сь.
Дети называют предметы и кладут их в зависимости от звука в сетку или сумку.
Спросить 2-3 детей, почему они кладут свои предметы в сумку или сетку, они должны объяснить.
Пригласить следующего ребенка крутить волчок.
Воспитатель: Конверт № 3. Вас приглашают играть пальчики.
Проводится игра с пальчиками: «Этот пальчик-дедушка…»
Воспитатель: Играем дальше. Конверт № 4. Вас приглашает поиграть диктор ТВ. Каждому, кто произнесет правильно скороговорку - я дам жетон. Вы знаете, что у дикторов ТВ должна быть правильная речь. Чья команда больше и правильнее произнесет поговорок и скороговорок со звуками С и Сь, получит больше жетонов и выиграет.
Вот, пожалуйста, телевизор, располагайтесь, чтобы вы почувствовали себя настоящими дикторами. Итак, начинаем.
Дальше ребенок крутит волчок.
Воспитатель: Конверт № 5. А это письмо от веселых утят, они приглашают вас потанцевать.
Физкультминутка под «Танец маленьких утят».
Все садятся.
Воспитатель: Конверт № 6. Игра «Чудесное дерево».
Дети придумывают слова с корнем «свет» : светофор, светлячок и т. д.
Вывесит дерево без листочков, а листочки раздать детям.
Воспитатель: Дети, сейчас мы украсим дерево листочками-словами.
Дети вставляют свои листочки в прорези.
Подвести итоги.
Воспитатель: Какой звук слышится во всех новых словах?
Дети: Это звук С, он согласный, твёрдый.
Игра продолжается, ребенок крутит волчок.
Воспитатель: Конверт № 7, а это письмо нам прислал писатель. Он предлагает вам придумать предложения по картинке, где должны быть слова со звуками С и Сь.
Дети составляют и проговаривают предложения по сюжетным картинкам.
Воспитатель: Конверт № 8. А сейчас любимая игра.
Дети предлагают свою любимую игру. Воспитатель проводит хороводную игру с музыкальным сопровождением.