Дарья Шевлягина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Сигнал о помощи с неизвестной планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП
«Сигнал о помощи с неизвестной планеты».
Цель:
Развивать творческие способности ребенка посредством математических игр.
Задачи:
Упражнять в арифметических действиях, определении взаимосвязи целого и частей.
Развивать представления о составе чисел.
Совершенствовать навыки работы с дидактическим материалом.
Упражнять в составлении моделей с помощью оригами.
Развивать диалогичные умения, навыки самоконтроля.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП „Сигнал о помощи с неизвестной планеты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование:
Мультимедийная техника, запись с музыкальных миниатюр, слайдовая программа.
Демонстрационный материал на компьютере, звуковые сигналы (взлет ракеты).
Раздаточный материал: бумага для моделирования «домики оригами».
Цветные карандаши, простой карандаш, числовые карточки (разного цвета, карты-схемы с планетами, координатная сетка из прозрачного материала.
Предварительная работа:
Беседы о космосе. Рассматривание фотографий и картинок: «Космос – какой он?».
Изготовление формы «дом» (оригами).
Ход занятия:
На экране идет видео космоса. (слайд1)
В: Ребята, а куда это мы попали? По-моему - это не музыкальный зал, а Центр управления космическими полетами. Посмотрите сколько здесь астрономов, инженеров, операторов и ученых. Давайте поздороваемся и попросим поучаствовать в работе центра.
Здравствуйте!
Раздается космический сигнал. (слайд 2)
В: Ой, что это? Какой –то космический сигнал. Смотрите, к нам пришло видеообращение:
На экране возникает инопланетянин, который просит нас о помощи. (слайд 3)
- Я отправился к вам на Землю и заблудился в Космосе, т. к. у меня вышел из строя бортовой компьютер. Топлива у меня осталось только для того, чтобы вернуться на свою планету. Но я не могу без вашей помощи определить ее местоположение.
Координаты (слайд 4)
В: Ребята, кто это?
О чем он нас попросил?
Почему мы должны торопиться?
Ребята, поможем инопланетянину? Итак, похоже, что нам придется поработать! Вы не против, если я возьму на себя командование?
Тогда первая команда – «Найти местоположение пропавшей планеты!»
На экране вы видите координаты его планеты. Сейчас я запишу их на доску и номер тоже.
Видео космоса, заставка (слайд 5)
Я раздаю вам всем мерки- планшетки. Сейчас каждый из вас будет искать потерявшуюся планету. Затем мы сравним наши вычисления и определим правильное. Ведь мы не можем совершить ошибки и допустить, чтобы инопланетный гость не смог вернуться домой.
1. Местоположение планеты.
Находим местоположение планеты по планетной карте. Используем накладные мерки-планшетки. Определяем расположение путем отложения данных от точки отсчета по вертикали и горизонтали.
В: Смотрите, а название планеты зашифровано. Как нам узнать ее название?
Как называется планета?
В: У нас есть шифровальные таблицы. Давайте попробуем применить их. Работаем по группам. Первая группа, какая первая буква получилась?
Вторая группа, какая вторая?.
Итак, у нас получилось «Оригана». Значит жители этой планеты зовутся - Ориганцы.
Для того, чтобы запустить бортовой компьютер, необходимо ввести ПАРОЛЬ, который состоит из 5 цифр. Чтобы узнать эти цифры, нам нужно выполнить ряд заданий. Ответ на каждое задание и будет одной из цифр.
Ну, что справимся?
Для начала проведем разминку, чтобы наши мозги включились в работу.
• Сколько хвостов у семи ослов?
• Сколько носов у двух псов?
• Сколько пальчиков у одного мальчика?
• Сколько ушей у пяти малышей?
• Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел бы один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)
• Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)
• Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)
• Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)
• Как в решете воды принести? (Заморозить её.)
• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)
• Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)
• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)
• Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)
• Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)
• У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)
В: Молодцы! А теперь немножко разомнемся.
«Звездочки»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Оборудование: карточки с нарисованными на них звездочками от 1 до 10.
Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.
В: Молодцы. А теперь перейдем к отгадыванию ПАРОЛЯ
1. Кто живет на планете?
Звездная семья на встречу вылетает,
Сколько нужно им скафандров,
Никак не подсчитает.
Семья космонавтов такою была:
Две дочки, два сына,
Отец – капитан корабля.
Помощница верная –мать.
И сколько всего космонавтов –
Не могут они сосчитать?
2+2+1+1 = 6
В: Правильно -6. Это и есть первое число нашего ПАРОЛЯ.
2. «Мы уже пять дней подряд
Ходим с братом в детский сад.
Тот ответь, кто посмелей:
Сколько дома будем дней?»
7-5 = 2 (в неделе семь дней)
В: Правильно – 2. Это наша вторая цифра.
3. Сколько пар?
Сколько маленьких зайчат
На старт ракеты прибежали,
И, притаившись, так сидят?
В. показывает картинку с девятью парами заячьих ушей.
В: У каждого зайчонка по два ушка. Значит их девять. Итак, третья цифра – 9.
4. В гостях у Совуньи.
Совунья пригласила смешариков на пикник. Хватит ли ей 8 штук мороженого, чтобы накормить всех гостей?
Мороженого -8.8 > 7на 1. Хватит ли Совуньи мороженого? 7+1=8
Следующая цифра в ПАРОЛЕ – 8.
5. Задачка на сообразительность.
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке - кошка.
У каждой кошки по 12 котят.
Сколько их всех шло в Ленинград?
К. Чуковский
(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)
В: Наша последняя цифра – 1.
Итак, наш ПАРОЛЬ получился – 62981
Сейчас я передам его нашему другу Ориганцу и он сможет включить бортовой компьютер. Надеваю наушники с микрофоном и диктую цифры.
Инопланетянин (слайд 6)
- Ура, получилось! Спасибо вам ребята! А вы знаете, зачем я летел на вашу планету? В нашу планету врезался астеройд, и случилась страшная катастрофа. Все наши дома разрушились, а архитекторов у нас нет. Не могли бы вы спроектировать нам новые дома?
Видео космоса, заставка (слайд 7)
В: Ребята, что произошло на планете Оригана?
О чем просит нас Ориганец?
Поможем ему?
Ребята, а что если мы построим модели домов, применив оригами? А потом спланируем, как расселить в них жителей планеты «Оригана».
Давайте присвоим домам номера. В каждом доме у нас получилось по два подъезда. Выберем пары номеров для подъездов (2,8; 3,7; 4,6; 5,9) Каждый Ориганец тоже имеет свой номер.
А теперь можно проверить, правильно ли мы расселили жителей планеты. Под крышей домика в каждой строчке должна получиться одинаковая сумма чисел.
Молодцы! Давайте сфотографируем наши домики и отправим WhatsApp –ом их нашему другу и пожелаем хорошего полета.
Инопланетянин (слайд 8)
Ориганец : Спасибо вам дети, вы настоящие математики, архитекторы, но самое главное вы замечательные добрые и отзывчивые друзья. Я обязательно расскажу о вас жителям моей планеты. И надеюсь, что когда вы вырастете, то обязательно прилетите к нам в гости, ведь теперь вы знаете, где находится планета под названием «Оригана». До встречи в будущем!
Отлет инопланетянина (слайд 9)
Рефлексия:
В: Ну вот, ребята, мы и помогли нашему новому другу вернуться домой.
- А что нам для этого пришлось сделать?
* Найти местоположение его планеты;
* Узнать ее название;
* Вычислить ПАРОЛЬ для починки компьютера;
* Спроектировать новые дома для жителей Ориганы.
* Что вам понравилось в нашей работе в Центре Управления, а что нет?
* Какие чувства у вас остались от встречи с инопланетянином?
*Появилось ли у вас желание полететь в космос, к неизведанным мирам?
* Что нового вы узнали?
- И что нам помогло решить все эти задачи? Конечно же, умение логически мыслить, считать и, самое главное, как сказал Ориганец, это то, что мы с вами настоящая дружная команда.
А какой у нас девиз?
«Ни шагу назад, Ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!»
Молодцы.
А теперь помогите мне, пожалуйста, навести порядок в нашем Центре Управления Полетами.