Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательная область «Познание»
• Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса.
• Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.
• Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
Образовательная область «Коммуникация»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
Образовательная область «Здоровье»
• Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД
Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля», рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Оборудование:
Презентация «Планеты солнечной системы».
Диск с записью космической музыки, слайды.
Ноутбук.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!
Давайте все вместе скажем: «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас». На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей).
Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?
Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Жёлтая тарелка на небе висит
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.
На тёмном небе рассыпан горошек
Как карамельки из сахарных крошек
И только тогда, когда утро настанет
Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)
- С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда).
- Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).
Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.
Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля.
Стихотворение о Гагарине.
Покорить простор вселенной
Очень человек хотел
И тогда в далёкий космос
Первый спутник полетел
А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.
А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда).
А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда).
А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?
Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.
Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много, много …
Дети: Знать.
В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …
Дети: Труд.
В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …
Дети: Планеты.
В. Самый дружный будет наш, наш веселый …
Дети: Экипаж.
В. Если в космос мы хотим, значит скоро …
Дети: Полетим.
Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
- На чем же мы отправимся в космос? (на ракете).
- Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)
- Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр).
Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк).
Садитесь и пристегните ремни.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд).
- Вот мы с вами и в космосе!
- Какое состояние у человека в космосе?
В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка).
- Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.
- Какая наша голова? (Легкая)
- Какие наши руки? (Легкие)
- Какое тело? (Легкое)
- Садитесь.
- А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)
Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет).
Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.
- У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда).
Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).
- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета).
- Чем они походят друг на друга? (круглые).
- Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы).
Можно провести опыт «Шарики на ниточках». Ребенок – солнце, шарики - планеты, ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет.
- Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе? (9)
- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий, (показ слайда)
На этой планете очень жарко, вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза. У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия».
- Вторая от Солнца планета – Венера, (показ слайда)
В честь богини красоты,
Названа Венера – ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.
- Вы узнали третью планету? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)
Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Следующая планета Марс. (показ слайда)
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте).
Пятая планета от Солнца называется Юпитер. (показ слайда).
- Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод».
Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)
Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольца). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.
Планета, идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)
Посчитайте, какая она по счету?
Уран – лежебока и встать ему лень.
Подняться планете не вмочь,
Сорокалетие длится там день,
Потом сорокалетие ночь.
- Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?
Восьмая планета – Нептун, (показ слайда)
А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы. (показ слайда)
Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.
- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.
Заключительная часть
Пока мы летим, вспомним все планеты.
Пальчиковая игра: «Солнечная система».
По порядку все планеты
Назовет любой из вас:
Раз…Меркурий,
Два… Венера,
Три…Земля,
Четыре…Марс,
Пять…Юпитер,
Шесть…Сатурн,
Семь…Уран,
За ним…Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета под названием …Плутон.
Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какая планета самая холодная?
Какую планету называют красной?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы.
Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля!
Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни.
Выходите из ракеты.
- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»