Ольга Макиёва
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности детей 6–7 лет «Дифференциация звуков [в] — [ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать дифференцированное представление о звуках [в] - [ф].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять навык различения звуков [в] - [ф] в словах.
• учить определять позицию звуков в словах.
• учить звуковому анализу слов.
• продолжать знакомить с правописание сомнительных согласных.
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
• активизация и расширение словаря.
Публикация «Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности детей 6–7 лет „Дифференциация звуков [в] — [ф]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Коррекционно-развивающие:
• развитие фонематического восприятия;
• совершенствование мелкой моторики, переключаемости движений;
• учить правильно строить собственное речевое высказывание;
• развитие памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание усидчивости;
• умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: презентация мимио «В гостях у фокусника и волшебника», буквы русского языка, фишки для звукового анализа, маркеры для доски, цветные карандаши, листы с заданием «Картинки со звуками [в] - [ф]».
Ход занятия:
I Организационный момент.
Дети входят в групповую комнату.
Рассаживаются полукругом у доски. На интерактивной доске появляются изображения персонажей.
Логопед: На лесной полянке стояли два одинаковых домика. Жили в них два веселых человечка: волшебник и фокусник.
Ребята, кто такой волшебник?
Ответ детей : Волшебник-это человек, занимающийся волшебством
Логопед: А кто такой фокусник?
Ответы детей : Фокусник-это артист, который показывает фокусы
Логопед: Оба человечка были добрые, веселые, но они часто спорили между собой. А спор был из-за двух обычных звуков [в] и [ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [в], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком- звук [ф].
II Основная часть.
1. Характеристика звуков [в] и [ф]
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «волшебник»?
Ответы детей : В слове «волшебник» в начале слова я слышу звук [в]
Логопед: Звук [в]-он какой? Давайте дадим ему характеристику.
Ответы детей : Звук [в]-согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [в]?
Ответы детей : Буквой В.
Логопед: Сколько Элементов в букве В? В какую сторону смотрит буква В?
Ответы детей : 3 элемента. Буква В смотрит вправо.
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «фокусник»?
Ответы детей : В слове «фокусник» в начале слова я слышу звук [ф]
Логопед: Звук [ф]-он какой? Давайте дадим ему характеристику.
Ответы детей : Звук [ф]-согласный, твердый, глухой
Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [ф]?
Ответы детей : Буквой Ф.
Логопед: Сколько элементов в букве Ф? В какую сторону смотрит буква Ф?
Ответы детей : 3 элемента. Буква Ф смотрит вправо и влево.
Логопед: А теперь давайте сравним эти звуки. Произнесите их попарно
Ответы детей : [в] - [ф].
Логопед: Ребята, мы с вами знаем, что звук [в]- хитрый звук. Когда мы его произносим шепотом, он прячется. Давайте произнесем звук [в] шепотом. Какой звук слышим, когда произносим [в] шепотом?
Ответы детей : Мы слышим звук [ф]
2. Речевая разминка
Логопед: Поэтому эти звуки можно перепутать. Давайте сейчас мы потренируемся их произносить. Я говорю, вы повторяете.
Ва-ва-ва-во дворе трава
Фа-фа-фа-у невесты фата
Ву-ву-ву- видели в лесу сову
Фу-фу-фу-еду я в Уфу
Вы-вы-вы- глазки у совы
Фы-фы-фы-фыркают ежи
Дети повторяют за логопедом.
3. Замени звук
Логопед: Волшебник и фокусник договорились больше никогда не ссориться и решили поиграть со словами.
Если вы слышите в слове звук [в], то замените его на звук [ф]. А если слышите звук [ф], то замените его на звук [в].
Ваня-Фаня Фраки-враки
Фаза-ваза Вата-фата
Вон-фон Софа-сова
Ворс-форс Винт - финт
Логопед: Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
4. Звуковой анализ слов
Логопед: После этого волшебнику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Он сказал волшебные слова «Ваки-ваки-вук!» и у него в руках оказалась сладкая сахарная вата.
Давайте разберем слово «вата» с помощью схемы.
Логопед: фокусник подошел к вате, накрыл ее чудесным платком и вместо ваты появилась фата.
Что такое фата?
Ответы детей : головной убор невесты
Логопед: Давайте сравним эти два слова «вата» и «фата».
Логопед: А теперь выложите эти слова из букв.
Логопед: Вы хорошо поработали, теперь немного разомнемся. Кстати, волшебник и фокусник по утрам всегда делают зарядку.
Переходим на полянку
Физминутка
Где водятся волшебники - там делают зарядку:
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
5. Дифференциация звуков [в]-[ф] в словах, определение места звука в слове
Логопед: волшебник и фокусник решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названиях вещей волшебника слышится звук [в], а в названиях вещей фокусника- звук [ф]. Узнайте, где чьи вещи и отдайте их хозяину.
Валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван, магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастер.
На доске изображения предметов. Дети по очереди выполняют задание, объясняя свой выбор
Логопед: почему ты отдал шарф фокуснику?
Ответы детей : Я отдал шарф фокуснику, потому что в слове «шарф» я слышу звук [ф] в конце слова.
6. Правописание сомнительных согласных.
Логопед: Умнички! Вы очень хорошо различаете звуки [в] и [ф]. Но мы помним, что звук [в] хитрый звук и в конце слова он что делает? Правильно, превращается в звук [ф]. Поэтому надо быть внимательными не только когда вы произносите эти звуки, но и когда вы печатаете слова. Вспомните, какая игра помогает нам услышать какую букву нам надо написать в конце слова?
Лев, залив, шкаф, рыболов, припев, кузов, жираф, засов.
Переходим к столам.
7. Развитие мелкой моторики
Логопед: волшебник и фокусник очень любили рисовать. Посмотрите и отгадайте, что нарисовал фокусник, а что волшебник.
У вас на столах лежат листочки с заданием. Я предлагаю мальчикам закрасить рисунки волшебника, а девочкам-фокусника.
Вы молодцы! Помогли волшебнику и фокуснику помириться и больше никогда не ссориться.
III Итог занятия
Логопед: о ком вы сегодня услышали сказочную историю?
Ответы детей : Мы услышали историю о волшебнике и фокуснике
Логопед: О каких звуках спорили волшебник и фокусник?
Ответы детей : Они спорили о звуках [в] и [ф].
Логопед: Спасибо, ребята! Вы помогли понять волшебнику и фокуснику, что спорить и ссориться совсем не нужно, потому что каждый звук красив и важен. Они знают что скоро вы пойдёте в школу и прислали вам подарочки!
Логопед: Скажите нашим гостям «До свидания!».