Елизавета Щипалова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «В гостях у Царевны Несмеяны. Звук [Н]»
▼ Скачать
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми
по развитию фонетико-фонематической системы родного языка
«В гостях у Царевны Несмеяны»
«Звук Н» (знакомство)
Старшая логопедическая группа
Цель: формирование фонетико-фонематической системы родного языка.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) познакомить с согласным звуком [Н];
Публикация «Конспект открытого занятия учителя-логопеда „В гостях у Царевны Несмеяны, Звук [Н]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
2) учить выделять звук [Н] на слух и в произношении, на уровне звуков,
слогов, слов;
3) учить определять место звука [Н] в слове;
4) закреплять понятия «согласный» и «гласный» звук;
Коррекционно-развивающие задачи:
1) развивать слуховую, зрительную память и внимание;
2) развивать просодические компоненты речи: тембр, направленность звукового потока, интонацию;
3) развивать артикуляционную, мимическую, мелкую и общую моторику, согласование речи с движениями.
Воспитательные задачи:
1) формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии;
2) закреплять правила поведения на подгрупповом занятии.
Оборудование: 2 картинки с изображением Царевны Несмеяны : грустная и веселая, зеркала, схема анализа артикуляции звука, картинки – примеры гримас для игры «Обезьянки», мяч, картинки – подарки.
1. Орг. момент.
Логопед: Добрый день мои друзья!
Вас снова видеть рада я!
Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,
Друг друга за руки возьмите.
В круг вас встать я прошу
Игру-приветствие начну.
Игра-приветствие «Хоровод настроения»
Логопед: Ребята! У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются
- Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше! А у вас?
Логопед: Ребята, я знаю одну сказку, у героя которой было всегда плохое настроение. Вот послушайте:
«Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна. ?»
Дети: Несмеяна.
Вывставляется картинка с грустной Царевной Несмеяной.
Логопед: Сегодня, ребята, я предлагаю вам пройти сказочные испытания для того, чтобы Царевна наконец-то улыбнулась. Вы согласны?
Дети: Да!
Логопед: Тогда нам нужно попасть в сказку, а для этого нужно пройти по «Волшебной дорожке», дорожка эта непростая, и пройти по ней нужно, пропевая звуки, которые обозначают эти буквы: А, о, у, и, ы, э. (или символы звуков).
Ребята, а как называются звуки, которые обозначают эти буквы? (гласные звуки). Почему? (Потому что они тянутся и поются) Правильно: тянутся, поются и воздух не встречает преград.
-Дорожка нас привела в Сказку. Послушайте внимательно.
2. Основная часть.
1) Логопед: Сидит Несмеяна на троне, заниматься не хочет, учиться не любит и ноет : [н]-[н]-[н]. Покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: [н-н-н-н-н].
Логопед произносит звук [Н]. Губы и зубы разомкнуты, язычок упирается в верхние зубы и создают преграду, воздух идет через нос.
Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
Звук [Н] гласный или согласный? Почему?
Артикуляционная характеристика звука [Н] – по схеме.
Губы разомкнуты, зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают на-пряжение гортани.
— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [Н] звонкий, так как в его произношении участвует голос
Обозначим звук [Н] синим квадратиком с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.
2) Игра «Поймай звук»
А вот и первое задание, которое нам нужно пройти:
-Я называю звуки, а вы, если услышите звук Н – хлопните в ладоши:
В, Н, Ш, Н, М, Л, Ф, Н, П, Н
Хлопните в ладоши, когда услышите звук Н среди слогов :
на, оп, ну, ма, пэ, ны, ам, но.
Хлопните в ладоши, когда услышите звук Н среди слов :
Нос, трава, носки, каша, нога, стол, набор, ночь.
3) Игра «Обезьянки».
А Несмеяна все плачет. Попробуем ее рассмешить, поиграем в игру «Обезьянки». Один из вас будет обезьянкой, а все остальные зеркалом. Обезьянка будет корчить рожицы, а вы будете повторять её гримасы как можно точнее.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Правой ножкой топ, топ
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто обезьянку изобразит лучше всех?
Нет, и обезьянки не помогли развеселить Царевну.
4) Следующее испытание, которое приготовила нам Несмеяна называется :
«Подружи звуки».
Подружи звук [Н] с гласными звуками. (работа с символами звуков)
«Что я скажу — покажите на схеме» (ан, он, ун, ын, ин, эн, на, но, ну, ны, ни, нэ).
Дети составляют схему слога ан и преобразовывают его в слоги он, ун, ын, ин; составляют схему слога на и преобразовывают его в слоги но, ну, ны, ни.
5) Игра «Подарки»
Похоже Царевну будет трудно развеселить, может попробуем подарить ей подарки?
На столе перед детьми картинки с изображением предметов со звуком [Н] и без них : ножницы, носорог, носок, малина, окно, санки, машина, диван, телефон, батон, ваза, замок, стул
На доске картинка с изображением Царевны, рядом 3 корзины, на которых схемы слов для обозначения места звука в слове.
Дети выбирают предмет со звуками [Н], определяют место звука в слове, дарят Царевне (кладут в соответствующую корзинку) и говорят: Например: «Я подарю Царевне-Несмеяне диван», и т. д.
Увидела Несмеяна, как вы справились заданиями обрадовалась, засмеялась.
Выставляется картинка веселой Царевны.
Наш путь закончился, нам пора возвращаться в группу. Чтобы отправиться обратно в группу, нам снова надо пройти по «Волшебной дорожке» из гласных звуков.
Итог занятия.
Молодцы, ребята! Все вернулись в детский сад.
А где же мы были? (В Сказке, проходили испытания Царевны Несмеяны)
С каким звуком мы познакомились? (со звуком Н)
Какой это звук, гласный или согласный?
А во что мы с вами играли? Какая игра вам понравилась больше всего?
Как ваше настроение?
Спасибо за занятие!