Юлия Тараканова
Конспект открытого занятия учителя-дефектолога по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о признаках весны и научить применять их в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о весеннем времени года, его периодах и характерных признаках.
- закреплять названия весенних месяцев;
- учить определять начало, середину и конец весны;
- систематизировать знания детей об изменениях в природе, происходящих в межсезонье, учить сравнивать осенний и весенний периоды;
- закреплять счёт на слух с сохранением ритма в пределах семи;
Публикация «Конспект открытого занятия учителя-дефектолога по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- закреплять умение решать задачки в стихах и картинках на сложение и вычитание в пределах семи;
- развивать умение работать в системе координат под диктовку.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое и конструктивное мышление, учить анализировать и делать выводы, отгадывать загадки;
- совершенствовать слуховое восприятие, чувство ритма;
- развивать пространственно-временные ориентировки;
- развивать общую и мелку моторику.
Речевые:
- развивать речь детей: умение отвечать на вопрос полным предложением, подбирать прилагательные и антонимы, совершать простые движения одновременно с речью;
- активизировать пассивный словарь.
Воспитательные:
- создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности;
- способствовать развитию мотивации к учебной деятельности;
- способствовать развитию умения видеть красоту природы.
Материал: д/и «Солнышко», карточки с приметами весны, коллажи с приметами весенних месяцев, счётный материал «капельки», металлофон, компьютер, запись звуков природы весной, задачки в картинках, математический планшет.
Ход НОД:
1. Эмоциональный настрой на занятие
Собрались все дети в круг (дети с педагогом встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг (соответствующие движения руками)
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут интересные игры и задания. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было отличное настроение! Садитесь на свои места.
Наши умные головки будут думать много ловко,
Спинки выпрямляются, заданья начинаются.
2. Игра «Комплименты солнышку».
И сейчас мы с вами закроем глаза и послушаем звуки природы. (звучит мелодия «весенняя капель»)
Ребята, какие звуки вы услышали? (пение птиц, весенняя капель)
В какое время года можно услышать эти звуки? (весной).
А какое время года было перед весной? (зима)
Да, зимой очень холодно и кругом лежит снег. Что же помогает весне побороть зиму и вступить в свои права? (солнце)
Конечно же солнце, оно греет землю своими лучами и бегут по дорогам задорные весенние ручейки. (Педагог прикрепляет к ковролину солнышко с недостающими лучами.)
Посмотрите, наше солнце ещё очень слабое, оно не может хорошо согревать землю. Чего не хватает нашему солнышку? (лучей). Давайте поможем солнышку засиять всеми своими лучами! Для этого нам нужно сказать ему как можно больше комплиментов. (педагог прикрепляет один лучик к солнышку и говорит первый комплимент – «солнышко ясное», затем дети называют различные эпитеты (тёплое, лучистое, нежное, золотистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое) к слову солнце и прикрепляют по одному лучику.
Молодцы, посмотрите, солнце засияло всеми своими лучами
и на земле стали происходить чудеса! А какие чудеса, об этом вы расскажете сами.
3. Коллективный рассказ «Приметы весны» по опорным картинкам.
Дети прикрепляют к каждому лучику солнца картинку с весенней приметой и называют её. (день становится длиннее, а ночь короче; начинается таянье снега; с крыш капают сосульки; по дорогам бегут ручейки; на реках начинается ледоход; природа оживает и на деревьях набухают почки, а из почек появляются первые молодые листья; на проталинах вырастают первые весенние цветы-подснежники; зеленеет первая весенняя травка; возвращаются из жарких стран перелётные птицы; просыпаются медведи ежи и барсуки; у животных начинается весенняя линька; появляются насекомые).
Молодцы, у нас получился замечательный рассказ о весне. А теперь наступило время загадок!
4. Загадки о весенних месяцах.
Сейчас я прочту загадку, а вы попробуете отгадать о каком весеннем месяце в ней говориться.
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
Правильно! Март это начало весны. (педагог прикрепляет к ковролину коллаж, отображающий изменения, происходящие в природе в марте).
А теперь следующая загадка.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)
Молодцы! Апрель, это середина весны. (педагог прикрепляет к ковролину коллаж, отображающий изменения, происходящие в природе в апреле, и дети называют приметы, изображённые на коллаже).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
Май – это конец весны. (педагог прикрепляет к ковролину коллаж, отображающий изменения, происходящие в природе в мае).
Посмотрите, ребята, начало весны похоже на какое время года? (на зиму)
А конец весны? (на лето)
Правильно, весна – это постепенный переход от холодного времени года к тёплому.
А осень? (осень – это переход от тёплого времени года к холодному).
5. Игра «Всё наоборот».
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Всё наоборот». Я буду называть приметы осени, а вы - приметы весны.
- Осенью день короче, а ночь длиннее, а весной? (день длиннее, а ночь короче)
- Осенью птицы улетают, а весной? (прилетают)
- Осенью наступают заморозки, а весной (оттепель)
- Осенью насекомые исчезают, а весной? (появляются)
- Осенью листья на деревьях опадают, а весной? (распускаются)
- Осенью трава увядает, а весной? (вырастает)
- Осенью природа засыпает, а весной? (просыпается)
- Осенью люди собирают урожай, а весной? (занимаются посадками)
Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием.
А кто из вас ответит, какой сейчас весенний месяц? (апрель)
Правильно! А в апреле на реках начинается ледоход. Давайте мы с вами встанем и немножко поиграем.
6. Физ. минутка «Ледоход» (речь с движением).
Что шумит там, вдалеке? Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается. Льдины появляются.
Льдины по реке поплыли. О зиме они забыли
И на помощь не зовут. Льдины в море уплывут
Дети садятся на свои места.
В апреле на реках начинается ледоход. А вот на озере лёд тает, но ледохода нет, почему? (потому что в озере вода не течёт, а стоит на месте).
7. Задачки в стихах и картинках.
А теперь нас с вами ждут весенние задачки. И мы посмотрим кто же у нас самый сообразительный.
1
В лужу посреди двора флот спустила детвора –
Пять бумажных кораблей и коробку от туфлей.
Утром в лужу заглянули – глядь, четыре утонули,
А коробку пес Барбос в конуру свою унес.
Сосчитайте поскорей, сколько целых кораблей!
2
Маша по лесу шла и подснежники нашла:
Два под березкой, и пять - у осины,
Сколько их будет в плетеной корзине?
3
Майский жук надел на ножки разноцветные сапожки
Три зеленых плюс три красных – вместе смотрятся прекрасно!
Ты же сосчитай пока, сколько ножек у жука?
4
Солнце жарче пригревает,
Снег уже на крыше тает.
Пять сосулек плакать стали
Две растаяли – упали
(сколько сосулек осталось на крыше)
Ребята, а когда с крыш капают сосульки, как это называется? (капель).
Правильно. Сейчас мы с вами сделаем упражнение, которое так и называется «Капель».
8. Пальчиковая гимнастика «Капель».
С крыши капает капель: Кап-кап, кап- кап! (сидя на стуле, в медленном темпе выполняем пальчиковую гимнастику)
Это к нам пришё л апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Молодцы!
9. Д/И «Весенняя капель» Счёт на слух.
А сейчас вы послушаете как падают капельки и сколько вы услышите звуков, столько капелек прикрепите к мольберту. Только выкладывать капельки нужно так, чтобы они правильно повторяли ритм звуков. Приготовились. Слушаем! (дети выполняют задание).
Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Вы хорошо сегодня потрудились, а значит мы можем немножко поиграть. (педагог приглашает детей сесть за столы).
10. Д/И «Математический планшет» Конструирование «Кораблик» – слуховой диктант.
- возьмите красный кружок и наденьте его на столбик А2;
- ещё один красный кружок положите на столбик А4;
- следующий красный кружок разместите на столбике Б1;
- и ещё один красный кружок наденьте на столбик Б5;
- теперь возьмите синий круг и положите его на столбик Б2;
- возьмите синий круг и поместите его на столбик Б4;
- ещё один синий круг мы разместим на столбике Д4.
- молодцы, а теперь соедините одной красной резинкой все красные кружочки;
- возьмите синюю резинку и соедините жёлтый круг и два синих круга.
- что у нас получилось? (кораблики).
Какие красивые кораблики у вас получились, так и хочется пустить их в ручеёк. Давайте закроем глаза и послушаем как журчит весенний ручей. Представите, что ваш кораблик плывёт по этому ручейку. А когда звуки затихнут, вы откроете глаза, договорились?
(Педагог включает аудиозапись со звуком журчащего ручейка и пока дети слушают, меняет их кораблики на бумажные).
А теперь откройте глаза! Посмотрите, ваши кораблики превратились в настоящие, бумажные корабли и вы теперь сможете пустить их в весенний ручеёк.
11. Итог занятия.
Посмотрите, сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас светло и весело! Весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!