Марина Архипова
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;
• расширять представления детей о свойствах снега;
Развивающие:
• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;
• развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;
• воспитывать позитивно отношение к неживой природе.
Словарная работа:
лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад, прозрачный, мутная.
Материалы и оборудование: 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда, бумаги бархатные черных цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.
Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: лаборатория.
Воспитатель: В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться:
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день.
(Отправляясь в лабораторию, по дороге мы с ребятами вспоминаем правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке:
Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все крыши вокруг.
(Зима)
Воспитатель: А чем вам нравится зима?
Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика, горку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?
На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести опыты и узнать, дружат ли между собой: снег, вода и лёд? Приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:
Опыт 1. Почему снег мягкий?
Ход.
Воспитатель: Для этого опыта, я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег и собрать в кучу. Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?
Дети: дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие.
Воспитатель: а летом Вы носили в них песок, и ведерки были какими?
Дети: тяжёлыми. Приходилось носить ведёрки вдвоём.
Воспитатель: как Вы думаете, почему снег такой легкий?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что Вы наблюдаете?
Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?
Дети: тяжелым, воздуха.
Какой вывод мы можем сделать? Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту, который называется:
Опыт №2. Почему снег греет?
Ход.
Воспитатель: Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники надо укрывать снегом. Как Вы думаете для чего? …. А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?
Дети: (Нет).
Воспитатель: А почему?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.
Это можно проверить. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорила их. Предлагаю потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем мы с Вами на участке одну из бутылок поставим на открытое место, другую закапаем в снег, не прихлопывая его. Для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время. А чтобы зря время не терять, предлагаю немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше, выясним, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»
«Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;
«Вода» – медленное плавное движение;
«Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).
После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:
«Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);
«Холодно» - дети замирают в разных положениях.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?
Дети: рассуждения детей.
Что мы можем сказать об этом опыте : В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Отлично, я приготовила вам третий опыт.
Опыт №3. «Дружат ли вода, снег и лёд?»
Ход.
Воспитатель: Ребята, для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?
Дети: в первом снег растаял.
Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.
А что вы наблюдаете во втором стакане?
Дети: лед растаял.
Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?
Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.
Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?
Дети: снег и лед не растаяли.
Воспитатель: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.
Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: тогда предлагаю перейти к следующему опыту.
Опыт №4. Откуда берётся иней?
Ход.
Воспитатель: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой. Открываем их, и видим, что, пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?
Дети: пар превращается в капельки воды.
Воспитатель: Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим?
Дети: на ней образование инея.
Воспитатель: Правильно.
Вывод мы можем сделать, какой? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в тончайшие кристаллы льда, т. е. в иней.
Воспитатель: правильно, молодцы. И на основании нашего опыта, предлагаю провести 5 опыт, который называется:
Опыт №5. Цветные ледяные игрушки.
Ход.
Воспитатель: Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду. Но перед тем, как украсить веранду:
Дарья М. скажи, пожалуйста, какой именно тебе запомнился опыт?
Дети: ответ Даши.
Воспитатель: хорошо, можешь повесить свою игрушку.
Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?
Дети: ответ Артема.
Воспитатель: замечательно, можешь повесить свою игрушку.
Дарья И. и Арсений скажите, пожалуйста, какой именно Вам запомнился опыт?
Дети: ответы Даши и Арсения.
Воспитатель: отлично, можете повесить свои игрушки.
Ольга и Ваня скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось проводить в опыте с термосом и тарелкой?
Дети: ответы Ольги и Вани.
Воспитатель: молодцы, можете повесить свои игрушки.
Юлия и Максим скажите, пожалуйста, Вам не тяжело было носить ведерки со снегом? Почему?
Дети: ответы Юлии и Максима.
Воспитатель: отлично, можете украсить вашу веранду. Красиво как стало.
Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами, но наша лаборатория должна закрываться. До свидания?
Дети: до свидания.