Мария Бойко
Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи :
познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения; дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, пластмассовые стаканчики, 4 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, чайник с горячей и чайник с холодной водой, 2 пустые стеклянные бутылки, фломастеры, ватные шарики, лодочки, бутылочки с конфетти,костюм Клоуна.
Ход деятельности
Клоун. - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайкин. А тебя как зовут?
Дети. Саша. Максим.
Клоун. Красивые имена. А давайте каждый из вас громко произнесет свое имя, дружно все вместе. Посмотрите, какие красивые шары я принес? Какого они цвета и формы?
Дети – Красный, зелёный, желтый, синий.
Клоун - Ой, а что это случилось, с синим шариком? Ему грустно, но я не пойму почему он загрустил?
Дети. Он стал маленький, мягкий.
Клоун. - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети - Надо его посильнее надуть.
Клоун - Правда? А кто мне поможет в этом? Сейчас кто-то из вас один будет моим помощником. Надует шарик. (ребенок надувает шарик)
Клоун – Ребята, а какой теперь шарик?
Дети – Круглый, большой, упругий.
Клоун. - Вот, какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети – Внутри шарика воздух.
Клоун - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Дети. Да, там внутри воздух.
Клоун - А вы видите воздух? А почему, мы его не видим, как вы думаете?
Дети - Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Клоун - Вот, сколько интересного вы знаете. Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый - это правда.
Клоун - Ребята, а давайте поймаем воздух?
Дети: - А как мы его будем ловить?
Клоун. - Может кто-то из вас знает, как мы можем поймать воздух?
Дети: Я придумал, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Надо ловить его чем – ни будь. Например, пакетом
Клоун. Молодцы, догадались. Что это у меня в руке?
Дети. – Полиэтиленовый пакет.
Клоун - Возьмите каждый себе полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в пакете?
Дети - Он пустой.
Клоун - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы вверх – вниз, вправо – влево, воздух набираем, смело и закручиваем. Что произошло с пакетом?
Дети. Он надулся.
Клоун - Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож?
Дети. На подушку, на конфету.
Клоун – Пакет стал похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети. Пакет опять стал пустым, мы выпустили воздух.
Клоун - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети. – Да, ведь мы дышим воздухом.
Клоун - А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети – В воде появились пузырьки.
Клоун - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Клоун - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Дети - На бурю, на бурлящую кипящую воду.
Клоун - Точно, это похоже на бурю, кипящую воду. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним тучки и бурю остановим, будем веселиться и сейчас превращаемся в маленькие семена цветов.
Физкультминутка «Вырастает цветок» : время года весна, посеяли семечки, но они по ветру разлетелись в разные стороны, сели на клумбы и прижились. Садовник стал поливать их водичкой, солнце пригревать, семечки растут, превращаются в стебельки, распускается бутон, дует ветерок и качается цветок.
Клоун - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят с удивлением).
Клоун - Что это?
Дети. – Разноцветные волшебные камешки.
Клоун - А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Дети. - Играть, бросать в воду.
Клоун - Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
- Ребята, что мы видели, когда опустили камешки в воду?
Клоун - Интересно, а почему камешки тонут?
Дети – Потому что они тяжелые.
Клоун - А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети -Нет
Клоун - Почему вы так думаете?
Дети - Потому, что они лёгкие.
Клоун - Я предлагаю проверить (опускают шарики в чашку с водой)
Клоун - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята?
Дети - Шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Клоун - Ребята, а давайте вспомним ваши любимые мультики (ответы детей). Клоун - А мне нравится мультик про наших друзей Фиксиков. Они утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы, как думаете? (ответы).
Клоун - А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
Клоун - Посмотрите, что происходит с шариком?
Дети – Он становится большим, надулся.
Клоун - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? (ответы детей) Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. А теперь проверим с холодным воздухом. Что произошло?
Дети – Шарик не надулся.
Клоун - Правы наши друзья Фиксики горячий воздух легче холодного. Из этого делаем вывод, что воздух, какой еще?
Дети – Теплый и холодный.
Клоун - Ребята, а в какое время года бывет воздух теплый?
А когда холодный?
давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
- Что это?
Дети – Баночки.
Клоун - Наверное, это волшебные баночки.
- Посмотрите, а в них что - нибудь есть? (ответы детей).
Клоун - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы детей).
Клоун - Как вы думаете, почему все баночки пахнут по - разному (ответы детей).
Клоун - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Клоун - А я - то думаю, почему везде по-разному пахнет: на улице один запах, в помещении другой. А это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Дети – От пыли, газов, бензина, грязи.
Клоун - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы детей).
Клоун - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. А какой орган человеческого тела помогает нам дышать?
Дети – Легкие.
Клоун - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети – чистый воздух. Где много деревьев, цветов и разных растений. Где нет машин, меньше заводов, в чистом городе.
Клоун - Кто из вас знает загадки или стихи про воздух.
Загадка
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Ребенок читает стихотворение «Свойства воздуха»
Клоун – Ребята, мы с вами узнали много свойств воздуха. Я хочу еще познакомить вас с одним свойством воздуха. Мы вдохнули через нос и легенько выдохнули на ладошку, то почувствовали легкое дуновение ветра. Воздух помогает двигать предметы. Сейчас мы выполним упражнения на дыхание: мальчики «Футбол» а девочки «Волшебные лодочки».
Клоун - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Дети - Воздух прозрачный, легкий, теплый или холодный, без формы, цвета, запаха, помогает людям, невидимый.
Клоун - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам раскрасить фломастером свои шарики.