Елена Чикина
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Лес и его обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о жизни диких животных в лесу и сформировать у них бережное отношение к окружающей среде.
Задачи:
- обогатить знания детей о лесе, как месте обитания диких животных;
- расширить общие представления детей о том, что в лесу живут разные звери, которые по-разному приспосабливаются к жизни;
- воспитывать у детей интерес к жизни диких животных, любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Лес и его обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Словарная работа: хвойный, лиственный, смешанный, хищное, травоядное, таинственный, земной шар, древесные растения, дикие, пушистый, шёрстка, перья, пеньки, шумит, шепчет, срубаем, «братья наши меньшие» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных; отгадывание загадок; дидактические игры; чтение произведений о жизни лесных обитателей, работа со схемами, карточками.
Ход занятия:
Картина леса.
- Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. Как вы думаете, что изображено на картине? (Лес).
- А что такое лес? (Это дом для животных и растений, там много деревьев).
- Правильно, лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте, как шумит лес (звучит аудиозапись «звуки леса»). Что вы услышали? Ответы детей…
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку по лесу.
Что же такое лес?
Лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями, это дом для животных, птиц и растений. Лес бывает лиственным, хвойным и смешанным. (Картинки с 3 видами лесов)
Дети покажите мне, где изображён лиственный лес. Дети показывают на лиственный лес.
Воспитатель: Да, это лиственный лес. А какие деревья растут в лиственном лесу?
- Ответы детей…
- Воспитатель: Почему эти деревья и лес, в котором они растут, называется лиственным?
- Ответы детей…
- Воспитатель: правильно.
А какой лес называют хвойным?
- Ответ детей…
- Воспитатель: А какие хвойные деревья вы знаете?
- Ответы детей (Ель, сосна, пихта)
- Воспитатель: А как называется такой лес?
- Ответы детей (Показ иллюстрации смешанного леса).
- Воспитатель: Ребята, какие животные живут в лесу? Как их можно назвать одним словом?
- Дети: (дикие животные).
- Воспитатель: Каких вы знаете диких животных?
- Дети: (заяц, волк, белка, лиса, и т. д.)
- Воспитатель: А теперь дети давайте с вами немного поиграем. Я читаю вам загадку, а вы отгадываете. Тот, кто первый правильно назвал верный ответ, выходит к доске и рассказывает нам всё, что он знает об этом животном, при помощи наших схем/подсказок.
Послушайте первую загадку:
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла (Лиса)
Ребенок составляет рассказ по схеме.
Воспитатель: читает следующую загадку:
Говорят, что я трусливый,
В сказках, якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный Я! (Заяц)
Ребенок составляет рассказ по схеме.
- Воспитатель: Дети, а ведь в лесу живут не только животные, но и кто?
- Дети: птицы.
- Воспитатель: правильно.
Следующая загадка:
Темной ночью вылетает
На охоту и хватает
И лягушек и мышей…
Лучше не встречаться с ней.
Да, большая голова.
Угадали кто? (Сова)
- Воспитатель: А вы любите животных?
- Дети: Любим.
- Воспитатель: Животные – это братья наши меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы и детки! Молодцы, ребята! Как вы думаете, звери делают зарядку? Давайте вместе покажем, как они это делают.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!
(Проходим за столы, рассматриваем плоды деревьев.)
Игра «Дары леса»
- Воспитатель: У меня есть шишки, давайте их рассмотрим. С какого дерева упала эта шишка? (сосны). (Картинка сосны)
- У сосны шишки короткие, треугольной формы.
- А эта шишка с какого дерева упала? (ели). (Картинка ели)
- У ели шишки длинные с тонкими чешуйками.
Ребята, а кто питается шишками? (Картинки с животными)
(Дятлы, белки, клесты, бурундуки)
- А эти плоды с какого дерева упали? (жёлуди) (Картинка дуба)
Кто питается желудями? (Картинки животных)
(Кабаны, олени, медведи, голуби, сойки, полевые мыши)
- А с какого дерева эти ягоды? (рябины)
Кто питается ягодами рябины? (птицы)
- Ягоды рябины любят не только птицы, но и мыши, ежи, лоси.
- Ребята мы с вами выяснили, что лес не только является домом для многих животных и птиц, но и даёт им пищу, для того чтобы выжить…А как вы думаете, нужен ли ЛЕС человеку? (Дети высказываются.)
- Что дает лес людям? (Ответы детей).
- Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.
- Воспитатель: Когда мы идем в лес, мы становимся его гостями и должны соблюдать правила леса. Мы с вами на занятиях много говорили о том, что же можно делать в лесу, а чего делать нельзя, работали с нашими карточками-подсказками. (Карточки висят на стене). Но эти правила приемлемы для теплого времени года. А скоро наступит зима. Как вы думаете, чем люди могут навредить лесу и его обитателям зимой?
Ребята, давайте посмотрим с вами на картинку. Что вы видите на ней? (Дети рассматривают картинку с зимним красивым пейзажем) …А теперь посмотрите на следующую картинку (Дети рассматривают картинку с пеньками вместо красивого зимнего леса)
- Воспитатель: Дети, какой лес вам нравится больше? Красивый, пушистый или же такой, где вместо деревьев одни пеньки?
- Ответы детей…
- Воспитатель: Скажите, а почему зимой в лесу идёт активная вырубка деревьев? Какие деревья вырубают зимой? и почему?
- Ответы детей (Потому что скоро Новый год и т. д)
- Воспитатель: А почему же нельзя вырубать деревья?
- Ответы детей…
- Воспитатель: Да, потому что лес – это дом для растений, птиц и животных, если будем вырубать деревья, то животные и птицы лишатся не только дома, но и пищи. А еще лес нужен нам для того, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, ведь деревья и растения дают нам кислород.
- Воспитатель: Спасибо вам ребята за активное участие на занятии!