Елена Пименова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей рассказыванию, используя метод наглядного моделирования.
Задачи:
-Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.
- Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
-Закреплять умение ориентироваться на поверхности, закрепить знание геометрических фигур и цветов.
-Развивать мыслительные операции, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.
- Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.
Материал и оборудование:
По пять разных по величине и по цвету кружков – заместителей на каждого ребенка: лиса, заяц, волк, медведь и петушок. Игрушка – Зайчик. Картинки животных из сказки.
Ход занятия
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ну-ка дружно все вставайте,
Руки выше поднимайте.
Будем с вами мы играть
И немного танцевать.
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Головою покачаем – раз, два, три!
А теперь не зевай,
Все сначала повторяй!
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Головою повертели
И тихонько все присели!
Сюрпризный момент
Вдруг, стук в дверь! На занятие приходит герой сказки - Зайчик.
Дети приветствуют Зайчика.
Воспитатель: Это зайка, он прибежал к нам из сказки.
- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)
-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).
-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)
Зайчик плачет.
Воспитатель: Заинька, почему ты плачешь? Что случилось?
Зайчик: Злая ведьма заколдовала моих друзей из сказки.
Воспитатель: Заинька, как мы можем тебе помочь? Как расколдовать твоих друзей?
Зайчик: Надо вспомнить сказку и рассказать ее с помощью фигур.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть друзей? (Дети выражают желание помочь игровому персонажу).
-Тогда отправляемся в сказку. Ну как нам в нее попасть? (ответы детей). - А давайте поедем на поезде.
Игровое упражнение «Паровоз»
Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь! Я – ваш новый пар Ничего, что нет колес! Друг за другом мы пойдем
За вагончиком вагон. Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят.
- Вот мы и приехали.
Зайка приглашает вас за столы. Злая волшебница превратила всех героев сказки в фигуры. Давайте рассмотрим их.
-У вас на столах лежат тарелочки с фигурами. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (Рассказываю сказку, дети рассказывают сказку вместе с воспитателем и раскладывают модели).
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (Дети ставят модели). Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла.
А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика.
Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
- Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц).
Навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
А лиса:
- Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.
Воспитатель: Думаю, глазки устали, пусть они отдохнут.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Воспитатель: Что произошло с заколдованными животными?
Вместо геометрических фигур воспитатель помещает на доске картинки сказочных героев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же герои из нашей сказки. Вы помогли Зайчику, спасли его друзей!
-Вы настоящие волшебники, помогли животным.
Зайчик: Спасибо вам, ребята! Вы правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку и теперь мы смело можем вернуться в свою сказку, в избушку и жить там, поживать, вас в гости поджидать. До свидания, ребята!
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Игровое упражнение «Паровоз»
Рефлексия. Где мы были? Что делали?
Воспитатель: Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью,плутовка). - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей? Понравилось ли вам путешествие?
А сейчас ребята пройдите к столам и нарисуйте своих любимых героев из сказки.