Марина Дёмина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Путешествие в сказку».
Задачи:
Развивающие:
совершенствовать общую и мелкую моторику, выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развивать связную речь детей, умение рассуждать;
развивать воображение, мышление, логику, творческие способности детей.
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
активизировать словарь детей по теме «Сказки»;
учить точно выполнять действия в соответствии с текстом;
закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;
учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Воспитательные:
воспитывать любовь к русским народным сказкам;
воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, массажные мячики, бабочка, бубен, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну сказок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснуться. Сначала мы разбудим наши пальчики.
Гимнастика с мячом «Ежик»
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (поглаживаем его)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
- А сейчас мы сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика «Приключения зайки».
Жил на свете серый зайка
Всем кричал: «Со мной играй-ка»
Утром рано просыпался,
Чисто - чисто умывался. язычком облизывать губы
Открывал на окнах шторку, открыть рот
Делал влажную уборку. по нёбу водить языком
Про зарядку не забыл, «качели»
Грызть морковку приступил. изобразить как грызут
В лес отправился скорей.
Встретил много там друзей.
У пруда сидит лягушка «Улыбочка»
Села на язык ей мушка.
Вот устал колючий ёж,
Гриб нашёл, не унесёшь. «Грибок»
Вот хомяк спешит домой надуть щёки
Набил щёки он едой.
Вот олень с рогами,
Цок, цок, цок ногами. «Лошадка»
Он спешит, бежит рысцой.
И скорей, скорей домой.
Это друг любимый – мишка
Собирает в лесу шишки.
Ест малину, сладкий мёд
Зайку в гости он завёт. Жевательные движения, облизывать губы
Зайка наш домой идёт,
Дома чай из чашки пьёт. «Чашечка»
Окна двери закрывает, открытый рот, закрыть
И в кроватке засыпает. «Лопаточка»
- Пальчики проснулись, глазки и язычки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.
Упражнение «тихо-громко»
Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:
- мы идем по кругу и топаем ногами, когда бубен звучит тихо:
- мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.
Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка). Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
II. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
- Ребята, посмотрите, что это? (мешочек)
- Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри. (мягкая игрушка).
(если дети не догадаются, что это игрушка – Лиса, то загадываю загадку:
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает? (лиса).)
- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. - Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).
- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост).
III. Беседа.
- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.
- Вика, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
- Хорошо, Саша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
- Молодец, Саша. А Ваня расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
- Арина, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
- Умница, Арина. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица).
- Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)
- Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Как называется эта сказка? (Заюшкина избушка).
IV. Игра с загадками.
- Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
(на интерактивной доске появляются слайды).
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (заяц)
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (медведь)
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый?. (волк)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (петух)
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я (собака)
Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (мышка).
- Загадки про животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка, волк и мышка из других сказок)
V. Физминутка.
Лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
VI. Моделирование сказки.
- Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.
На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.
- Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Арина, расскажи, с чего начинается сказка. (Жили – были Лиса и Заяц. У Лисы избушка была ледяная, а у Зайца лубяная.).
- Правильно, а Данил выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису.
Данил, что отличает лису от других животных? (у лисы уши маленькие острые и длинная мордочка, лиса рыжая).
- Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
- Каким цветом раскрасим круг? (оранжевым)
-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки? (длинные уши).
- Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
-А зайчика каким цветом обозначим? (серым)
- Захар, что же произошло дальше? (Лиса выгнала Зайку из избушки…. .навстречу ему идёт Собака).
-А что отличает собаку в нашей сказке? (у собаки хвостик колечком, раскрасим чёрным или коричневым цветом).
- Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком и раскрасим круг. (к доске выходит другой ребёнок).
- Владик, что было дальше? (рассказывает сказку, как собака выгоняла лису).
- Дамир, кого Зайка потом встретил? (зайка встретил медведя (рассказывает диалог зайца с медведем)
- Даша, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? (маленькие, круглые ушки и раскрасим коричневым цветом).
- Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
- Продолжит сказку Вика. (рассказывает эпизод как медведь выгонял лису).
- Лола, кто же помог Зайчику? (петушок… рассказывает диалог зайца с петухом).
- Илья,а что есть у петушка особенного? (у петушка есть гребешок).
- Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
- Василиса, чем же заканчивается сказка? (рассказывает сказку до конца).
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка».
VII. Подведение итогов.
- Ребята, а вам понравилась сказка? Расскажите Лисе, чему учит нас сказка? (нельзя обманывать друг друга, нельзя брать чужое, надо помогать друзьям в трудной ситуации, плохо быть трусливым, надо быть смелым, добрым, заботливым, и т. д.).
В конце занятия можно предложить детям сюжетные игрушки по сказке для театрализованной игры.