Елена Труш
Конспект открытого занятия по развитию речи «Баба — Яга и русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание игровой мотивации с помощью сказочных персонажей.
Задачи:
1. Вызвать эмоциональный отклик детей и желание помочь сказачному герою.
2. Стимурировать активность детей.
3. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии детей.
4. Создать ситуацию необходимости выполнения задания (творческого, продуктивного, поискового и др.)
5. Сделать мотивацию ясной, конкретной, имеющие определенные цели.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в прошлое. А что такое прошлое? (Ответы детей.)
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Баба — Яга и русская изба“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
В: -правильно, прошлое это те события, которые произошли вчера. И сегодня мы узнаем с вами как жили наши с вами прабабушки и прадедушки.
(Стук в дверь.)
В: - ребята, по- моемому к нам кто-то стучит? Да так громко, пойду, посмотрю. Ой, ребята к нам баба Яга прилетела.
Б. Я: -Я тут мимо летела, в своей ступе. Вижу детки сидят, все такие хорошие, упитанные. Давненько, я к себе не забирала маленьких девочек и мальчиков.
В: Баба Яга ты попала в детский сад и как раз к нам на занятие.
Б. Я: Занятие? Это как?
В: Занятие — это где ребята познают что-то новое и закрепляют старое.
Б. Я: Ой, я тоже познаю. Сажусь в ступу и летаю над лесом, гляжу где что плохо лежит. Туда и лечу.
В: Нет, нет! У нас сегодня занятие по развитию речи.
Б. Я: Чего? Какой печи?
В: Хочешь бабушка Яга сегодня с ребятами позаниматься.
Б. Я: А можно?
В: Ребята разрешим Бабе Яге побыть нашим гостем?
Б. Я: А что мне делать? Может я и для себя что найду, да и в избушку свою привезу.
В: Тогда садись бабулечка и слушай. Давным -давно люди строили себе жилище из бревен и назывались они ИЗБАМИ. Сегодня мы узнаем о жилище наших прабабушек и прадедушек.
Б. Я: О, это про меня. Я тоже живу в избушке,только на курьих ножках.
В: Ребята давайте попросим нашу гостью, что бы она нам показала дорогу в русскую избу.
Б. Я: Как же, я вам помогу?
В: А ты бабушка достань свой волшебный клубочек, кинешь и он нас приведет к избе.
Б. Я: Да, да. вот он мой клубок. Чур – чур, катись клубок к русской избушке
В: Пошли ребята за клубком. Вот, мы и пришли к избушке. Спасибо тебе бабуличка. (Заходим в избу.) Ребята, а как вы думаете, что является главной частью русской избы? (Печка.)
В: Самое главное в деревянной избе – это печь. Русская печь была очень массивной и долго сохраняла тепло. Ребята, а еще для чего нужна печка? (Что бы готовить еду, спать на ней, для обогрева дома.)
Б. Я: В моей избушке тоже есть большая печка. Я там готовлю всяких вкусных! Ивана царевича, Аленушку с ее братцем….
В: Бабушка Яга, ты нам мешаешь.
Б. Я: Во, во, я там стою и мешаю. мешаю свое зелье, колдую. колдую…Молчу, молчу….
В: В печке готовили вкусные русские блюда (щи, каши, пирожки). Ребята, а чем топили печку? (дровами.)
Бабушка Яга угадай вместе с ребятами загадку:
Он как круглая кастрюля.
Он чумазый, не чистюля,
где там в печке уголек.
Кашу сварит (чугунок).
Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли.
Б. Я: Ну, все как у меня – и печка, и чугунок, и ухват.
В: Да, Ягулечка. Что бы не обжечься нужно в печь убрать ухватом. Ребята, а сейчас мы с вами немного разомнемся, и ты бабушка тоже.
Б. Я: Что деток половим и зажарим?
В: Нет, нет, разомнем косточки.
Физкультминутка:
В темном лесу есть избушка (шагают на месте)
Задом стоит наперед (спиной поворачиваются)
В этой избушке старушка Бабушка –Яга живет (грозят пальцем)
Нос крючком, глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух! Сердитая какая! (бегут на месте)
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх с разведенными пальцами)
Молодцы и ты бабулечка тоже.
В: Ой. Ребята, кто-то плачет в люльке. Как вы думаете кто это? (ребенок)
В: Раньше в старину не было кроваток и колясок, и малышей укачивали в люльках. Люльку подвесили к потолку, возле печки, где теплее.
Б. Я: А у меня в избушке, там мой котя-коток спит.
В: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный значит- главный, красивый. В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе выпускал жаркий пар стоял древний чайник.
Б. Я: А что такое чайник? Я знаю только корыто, где у меня все бурлит, бурлит…
В: А ты бабулечка слушай еще многое узнаешь. Ребята, как называется этот старинный чайник. (Самовар)
В: Правильно. Да любили люди раньше из самовара чай попить.
Б. Я: И я люблю свое зелье пить. Сварю его с любовью, сяду рядом с избушкой и попиваю…Сил набираюсь. Мое зелье меня прям омолаживает. Ух…
В: Интересный у тебя бабушка чай…Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как вы думаете какую работу выполняли прабабушки и прадедушки. (Ответы детей)
В: Ты помощница моя, прялочка родная
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Ребятки, а для чего пряжа нужна? А на чем бабушки пряли? (Ответы детей)
Б. Я. : У меня тоже есть клубок ниток, кину его он и покатиться куда надо.
В: Бери бабушка свой клубок и пойдем к столу. Ребята я предлагаю вам напечь пирожки в печке наших бабушек.
Б. Я: Детки, мои дорогие можно я буду вместе с вами учиться лепить…эти, как…. (пирожки)
Б. Я: Да, да пирожки. Обещаю ядовитого зелья я туда вам не положу. Можно?
(Подходим к столам и начинаем лепить пирожки на поднос. Слепили и поставили в печь.)
В: Вот мы и на лепили и поставили в печь. Ну а пока они пекутся, мы с вами поиграем в старинную игру наших про-бабушек
Б. Я: Я знаю хорошую игру. Садимся в ступу и полетели, будем шишками в белок кидать.
В: Нет, нет. разве можно в белок кидать? А ребята? (Ответы детей)
Б. Я: Хорошо, хорошо. Я с вами можно поиграю…
Физкультминутка «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)
Б. Я: Ой что это так вкусно пахнет. Это из печки так пахнет? С вашими занятиями я совсем проголодалась.
В: Ребятки, это наши пирожки приготовились. Посмотрим? Баба Яга помогай наши деткам накрывать на стол.
(Дети накрывают на стол и достаем пирожки из печки и пьем чай.)
В: Ребята вам понравилось в русской избе? (Ответы детей). Баба Яга тебе понравилось?
Б. Я: Чув –чувыр! Здорово! Вот мне бы такую избушку.
В: Сегодня мы с вами много узнали про русский быт и бабулечке -ягулечке рассказали.
Б. Я: Ребята, а можно я к вам буду на занятия приходить? Так мне интересно и вкусно.
Б. Я: До свидания, я полетела к себе в избушку и испеку пирожки для своего котика.