Филиппова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиппова Юлия
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Свойства воды»
Цель: формирование представления детей о свойствах воды путем экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.
• Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
• Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование и материал:
Капельки воды, изготовленные из бумаги, бутылочки или банки разной формы, вода, сахар, соль, лимон, мелкие пуговки и камешки, салфетки, прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные, красная гуашь.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о воде, беседы о воде, ее роли в жизни человека «Если б не было воды», рассматривание иллюстраций на тему «Вода», наблюдение за водой на прогулке.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель: Правильно, итак, поговорим мы сегодня о воде. Сначала с вами вспомним, что мы знаем о воде.
2. Игровая часть
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
Воспитатель: Правильно (воспитатель читает стихотворение)
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Воду вы в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут капельки у нас в группе? Давайте вспомним какую пользу они приносят. Посмотрите, у меня в руках капельки воды, давайте их оставим в тех уголках группы, где они необходимы.
Дети идут по группе и делают остановки
1- уголок природы — возле растений
Воспитатель: Как вы думаете, здесь нужна вода?
Дети: Да. Цветы надо поливать, они живые. Без воды они засохнут, завянут – им нужна вода.
Воспитатель: Правильно ребята. (дети приклеивают капельку)
2 - игровой уголок
Воспитатель: А здесь вода нужна? Зачем?
Дети: Да. Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (дети приклеивают капельку)
3 - мойка в столовой
Воспитатель: А здесь вода нужна?
Дети: Да. Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (дети приклеивают капельку)
4 - туалетная комната
Воспитатель: А здесь вода нужна?
Дети: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (дети приклеивают капельку)
5 - У стола, где стоит кувшин с водой. (дети приклеивают капельку)
Воспитатель: Вот сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это мы выясним в нашей лаборатории.
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг: он нам помог,
И никто здесь не промо
(выполняем действия согласно словам стихотворения)
Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, к столу №1 (дети подходят к столу, на котором стоит табличка с №1)
3. Основная часть
Опытно-экспериментальная деятельность
СТОЛ №1
Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»
Какой формы вода?
- На столе лежит кубик и шар. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
- А имеет ли форму вода? (да или нет) Давайте проверим. У нас на столе стоят ёмкости. Скажите, пожалуйста, у них форма одинаковая или разная? (разная). Правильно, теперь возьмите любые ёмкости и наполните их водой. Перельем воду из стаканов в свою ёмкость. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода льется. Форма, которую принимает вода одинаковая или всё время изменяется? (изменяется)
- Какой сделаем вывод? Вода имеет форму?
ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму той ёмкости, в котором находится.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Воспитатель: Теперь давайте пройдём к столу под №2 (дети подходят к столу, на котором стоит табличка с №2)
СТОЛ №2
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
Воспитатель: За этим столом мы узнаем Какого цвета вода?
- Ребята, что обозначает слово «прозрачный»? (ответы детей) Перед вами на столе лежат мелкие предметы. Какие? (пуговицы, камешки)
- Как понять, с помощью пуговиц и камешек, что вода прозрачная? (ответы детей)
- Правильно. Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы, они видны. )
- Что вы видите в нем? (ответы детей)
- Значит какая вода? (прозрачная). А может вода приобрести цвет? (да, нет) А как мы можем поменять цвет воды? (ответы детей)
-Ребята, добавьте в другой стакан с водой краски (гуашь, размешайте и опустите туда наши волшебные палочки. Теперь нам видно их? (нет)
- Какой здесь можно сделать вывод?
ВЫВОД: Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета, прозрачная).
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная и вывешивает на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Вышли на берег крутой
(прыжки на месте)
И отправились домой.
(шагаем на месте)
Воспитатель: Возвращаемся в нашу лабораторию. У нас остался ещё один стол под №3. Пройдите, пожалуйста к нему (дети подходят к столу, на котором стоит табличка с №3)
СТОЛ №3
Опыт № 3. «Вода не имеет вкуса и запаха»
Воспитатель: Здесь мы будем определять Есть ли у воды вкус?
- Перед вами стоят по три стакана с водой. Попробуйте воду в стакане под №1. Есть ли у воды вкус? (нет)
- А теперь в другой стакан с водой, под №2, добавьте сахар, перемешайте и попробуйте воду. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
- А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус? (солёная). Давайте добавим в стакан с водой под №3 соль, перемешаем и попробуем её на вкус, действительно ли она будет солёная. (да)
- А теперь снова попробуйте воду в стаканчике под №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
ВЫВОД: Вода не имеет вкуса, если в неё ничего не добавлять.
Воспитатель: А сейчас мы определим Имеет ли вода запах?
Только будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим ёмкость прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.
Давайте проверим. Ребята, понюхайте воду в стакане под №1. Как она пахнет? (У воды нет запаха)
Теперь я добавлю вам в стакан капельку лимонного сока, а вы перемешайте ложкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах).
Какой вывод мы можем сделать? (Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах. )
ВЫВОД: Вода не имеет запаха, если в неё ничего не добавлять.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне. Я хочу сказать, что вы молодцы! Хорошо поработали в нашей лаборатории. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня (Сегодня мы узнали о свойствах воды. Вода не имеет формы, цвета, вкуса и запаха).
Вам понравились игры-эксперименты с водой? (да) Тогда на следующем занятии я покажу вам фокусы с водой.