Получи документы

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Этот волшебный воздух»

Галина Киселева
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Этот волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и роли в жизнедеятельности методом экспериментирования.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью воздуха в жизни человека и живых организмов, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха ;

2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

3. Расширять и активизировать словарь детей.

Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Этот волшебный воздух“» размещена в разделах

4. Развивать интерес детей к познавательно - исследовательской деятельности;

5. Развивать коммуникативные способности, мышление, любознательность, умение делать выводы;

6. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предшествующая работа:

-наблюдение за ветром;

-беседа о ветре, воздухе, игры с вертушкой, рассматривание картин, чтение сказки «Солнце и ветер», загадывание загадок о природных явлениях, чтение экологической сказки «о чем поет ручеек»;

-эксперименты с водой, стеклом, песком;

Оборудование:

-прозрачные полиэтиленовые пакеты (по кол-ву детей);

-прозрачные стаканчики с водой, соломинка для коктейлей (по кол-ву детей);

-воздушный шар

- султанчики;

- бумажные трубочки свернутые;

- листы бумаги для веера (по кол-ву детей);

- опорные схемы.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие»

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? (Хотим.)

В: Только, это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Без него не может существовать ни одно живое существо (люди, животные, птицы, растения). Отгадайте, кто этот друг?

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

В: Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. А кто-нибудь из вас может сказать, что такое воздух? (воздух – это то, что нас окружает) Верно, благодаря воздуху мы дышим, а значит, живм. Давайте проверим, сколько можно продержаться без воздуха. Наберите побольше воздуха и удержите его, а я сосчитаю до 5.

Дети задерживают дыхание. Воспитатель считает до пяти. На счет «пять» дети выпускают воздух.

В: Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух!

Без воздуха нам не обойтись, ни прожить и дня! Человек, животные, растения- не могут жить без воздуха.

В: Ребята у воздуха есть свои секреты, а чтобы их разгадать, мы отправимся в путь. Сядем в поезд и скажем волшебные слова, чтобы поезд поехал.

Дети встают друг за другом, изображая поезд.

Вместе с ведущим произносят слова:

Вот поезд наш мчится,

колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Но вот остановка, давайте сойдём.

В: Давайте, ребята, в лес мы пойдём.

В лесу воздух чистый, свежий так и хочется его побольше вдохнуть.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

В: Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите? (нет.)

В: Воздуха не видно. Почему? Он какого цвета? (Воздух не имеет цвета. Он – бесцветный.)

В: А как проверить, есть ли он? (Надо подуть на ладонь и тогда мы почувствуем воздух.)

Дети дуют на свою ладонь.

Почувствовали воздух? Воздух может быть горячим или холодным. А, например, летом он какой? Правильно, теплый! Даже горячий! А если мы зимой выходим гулять, какой воздух мы ощущаем? Да, свежий, морозный, холодный! Значит, воздух может менять свою температуру!

Вот и 1 секрет: воздух может менять свою температуру.

В: Можем ли мы потрогать воздух? (попробовать). (Нет.). Дети, как вы думаете, можно ли поймать воздух? (Можно)

А как? Руками? (хлопает в ладоши) Нет, не поймала? Дети попробуйте поймать. Ртом? (открывает и закрывает рот) Поймала. Попробуйте поймать ртом.

Физминутка «Поймай воздух в ладоши»

Встанем в кружок

Наверху есть воздух?

А внизу есть воздух?

Справа есть воздух?

Слева есть воздух?

Сзади есть воздух?

Нет воздуха

В: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Для этого попробуем поймать воздух в пакетик.

Дети берут прозрачные пакеты.

В: Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете? (ничего. Пакет пустой.)

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он? (тоненький, легкий, невесомый) Теперь расправьте пакет и взмахните.

Дети проделывают опыт с пакетом.

В: посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах теперь находится? (воздух.)

В: посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Вы его видите? (нет) Почему? (прозрачный, бесцветный)

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.)

Вот мы с вами угадали и 2 секрет: воздух невидим, потому что он прозрачен, бесцветен. Чтобы его увидеть, надо поймать!

Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить.

Воспитатель показывает детям воздушный шарик и спрашивает :

В: что у меня в руке? (Шарик)

В: Что находится внутри шарика? (воздух).

Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажите, почувствовали что то или нет. Дети подставляют ладошки под струю воздуха. Так есть в шарике что-то или нет? Ведь мы ничего не видим, но что- то чувствуем. Что же это?

В: Правильно, это воздух. Шарик наполнен воздухом, но он не видим.

Вот и 3 секрет: воздух можно почувствовать, ощутить.

В: А сейчас попробуйте вдохнуть воздух и выдохнуть на свою руку. Что интересного вы заметили? (Рукам стало тепло.)

В: Правильно, из нас выходит теплый воздух. Почему он теплый? (Он согрелся внутри нас.)

В: Правильно. На улице, когда замерзали руки мы дули на руки и грели, помните?

Ребята, воздух наш добрый друг и с ним даже можно поиграть. На этой полянке мы и поиграем. Давайте попросим воздух заиграть.

В: возьмите трубочки и подуем в них. (дети дуют). Видите, это воздух трубочки расправляет. С воздухом наигрались.

А вот и 4 секрет: «внутри нас есть воздух»

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде, в нас самих.

Оказывается, чтобы почувствовать воздух, нужно создать его движение! Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер? (подуть, помахать…). Вспомните, в жаркую погоду мы включаем вентиляторы, которые гоняют ветерок по комнате, и нам становится немного прохладнее… А еще воздух можно почувствовать при помощи веера. Давайте мы с вами проверим, так ли это. (Детям раздаются листы бумаги, все вместе делают вееры, затем им предлагается обмахиваться ими, чтобы ощутить движение воздуха). Ну что, почувствовали воздух? Давайте возьмем наши султанчики. Наберем воздух и выдохнем на него. Что мы видим? (Наши султанчики колышутся от ветра).

В: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Не имеет запаха.)

В: А как же это получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Вот и 5 секрет: воздух движется. Движение воздуха – это ветер.

В: Ветер бывает разный. Слабый ветер, нежный, как можно ласково назвать? (ветерок, ветерочек)

В: ветерок дует слабо, нежно, тихо (показывает, дети повторяют). А есть сильный, мощный ветер, его можно назвать ветрище, ветродуй. Ветродуй дует сильно, грозно, мощно (показывает, дети повторяют).

В: А ещё у каждого ветра есть своя песенка. Ветерок поёт – СС-с, а ветродуй поёт – ш-ш-ш. Сначала споём, как ветерок СС-с, а потом, как ветродуй – ш-ш-ш.

В: Теперь продолжим наше путешествие, сядем снова в поезд и скажем волшебные слова.

Вот поезд наш мчится,

колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Но вот остановка, давайте сойдём,

Давайте, ребята, на речку пойдём.

В: В речке течёт вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Мы налили воду из речки в стаканчики и опустили в них трубочки. Возьмите стаканчики. Видите в них воду? А сейчас увидите и воздух. Подуйте в трубочку (дети дуют в трубочку, опущенную в воду) Что случилось с водой? (ответы детей)

В: вода забурлила, и в ней образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух, который мы выдували из себя через трубочку. Это говорит о том, что воздух легкий, и он хочет выйти из воды, образовывая при этом пузырьки.

Вот и 6 секрет: воздух можно увидеть в пузырьках в воде.

В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Кто с нами вместе путешествовал? (Воздух.)

(Дети вспоминают по показу картинок) Что мы узнали о воздухе?

Выводы-обобщения по опорным схематическим рисункам:

воздух может менять свою температуру.

воздух невидим, потому что он прозрачен, бесцветен. Чтобы его увидеть, надо поймать!

воздух можно почувствовать, ощутить.

внутри нас есть воздух

воздух движется. Движение воздуха – это ветер.

воздух можно увидеть в пузырьках в воде.

Публикации по теме:

Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух»Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» Фотоотчет по опытно экспериментальной деятельности «Воздух» Подготовила воспитатель первой категории Панченко Наталья Ивановна Дети очень.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности для младшей группы «Помощники солнышка» Цели: Познакомить детей со значением света, показать, что свет может исходить из разных источников (солнце, фонарик, лампа, свеча). Сочетать.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое хвоинки?» Цель: Закрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Конспект нетрадиционного занятия по опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Составила воспитатель старшей группы О. А.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух, свойства воздуха» Тема :Воздух, свойства воздуха Цели и задачи: Расширять знания детей о воздухе. Закрепить представление о расширении тел при нагревании.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух, наполненный силою знаний» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Подготовил: воспитатель Воропаева Анна.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный песок». Выполнили воспитатели Огнева О. В. ,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» в средней группеЗанятие по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» в средней группе Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух — прозрачный невидимка»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух — прозрачный невидимка» ип проекта: информационно-познавательно- исследовательский. Сроки реализации: краткосрочный (2 недели). Количество участников: дети 6-7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Этот волшебный воздух»
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 21:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Этот волшебный воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Киселева (УИ 453989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД