Оксана Огнева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный песок».
Выполнили воспитатели
Огнева О. В., Немальцева О. Э
2018 г.
Актуальность:
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности. Которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями. Позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции. Стимулируют познавательную активность и любознательность. Развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов. Как ощущения. Являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира;
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка;
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Материал к занятию :
- тарелки с песком;
- лупа;
- стакан с водой;
- песок;
-Песочные часы;
- Разноцветный песок;
- Стеклянная бутылочка;
- Платок
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1). Приветствие.
Дети заходят и становятся в круг.
- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, а сейчас садитесь на свои места.
2) Отгадывание загадки.
- Сегодня у нас будет возможность провести увлекательные опыты и эксперименты. Но сначала давайте отгадаем загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И в песочнице он даже.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой,
Одному не поднять.
- Правильно, это песок. Именно с ним и будет связанно наше путешествие.
3). Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель показывает детям письмо.
- Ой, ребята, а что это такое?
-Давайте мы сейчас с вами его прочитаем.
4). Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Открываем письмо, достаём письмо и смотрим фото Старичка-Боровичка.
- От кого письмо?
Чтение письма:
Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живёт и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок, очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный. Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
- Ну, что поможем Старичку –Боровичку и выясним, чем же удивителен песок? Для этого нам надо стать исследователями. Я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, где мы с вами станем исследователями. Там много песка, с которым можно проводить опыты и эксперименты. Вы хотите туда отправиться? Тогда в путь! Давайте, встанем, возьмёмся за руки, закроем глаза, а я произнесу волшебные слова : (накрыть детей большим платком)
Чудесный платочек нам помоги,
В волшебную лабораторию перенеси,
Вот ножками мы топнем- раз, два и три,
И там все дружно окажемся мы!
2. Основная часть.
- Вот мы и на месте. Давайте займём свои рабочие места. Смотрите мы с вами стали исследователи. А кто такие исследователи? (ответы детей)
- А мы с вами, что будем исследовать?
2). Игра «Чудесные мешочки».
- Ребята, прежде чем приступить к экспериментированию. Давайте с вами поиграем. У меня есть два замечательных мешочка, в них находятся разные вещества. Среди которых, есть и песок. Вам необходимо на ощупь найти в каком из мешочков находится песок.
- Молодцы! А как вы догадались, что это песок?
- Да, верно, потому что он мягкий и рассыпчатый.
3). Беседа «Что такое песок».
- Ребята, а теперь посмотрите, у каждого из вас на тарелочке есть песок. Давайте с ним поздороваемся:
«Здравствуй песок, здравствуй, дружок.
Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!
В кулачок тебя сожнём и в тарелочку вернём.
Отдохнут ладошки, полежат немножко,
А потом, а потом в мир песочный попадём!»
- Послушайте…Песочек тоже с нами здоровается, но только очень тихим голосом.
- Ребята, а кто скажет, что такое песок?
- Да, песок – полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор. Скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы. Раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
4). Опытная деятельность.
- А я вот думаю, почему песочек с нами поздоровался очень тихо. Да потому что ему грустно и он хочет, что бы мы с ним поиграли. Давайте его развеселим! Погладьте его между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко сожмите, потихоньку отпустите. Аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую, что вы почувствовали? Приятно стало нашим ладошкам? Песок мы немного развеселили.
- Мы сегодня с вами будем проводить опыты с песком. С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.
Опыт 1.
– У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
- Что вы почувствовали? Какой песок (сухой, сыпучий, рыхлый).
Опыт2.
–Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки).
- Как выглядят песчинки? Какие они? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету)
Опыт 3.
- Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)
Опыт 4.
- Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит? (песок рассыпается)
Вывод:вопросы детям
1) Из чего состоит песок? (Песок состоит из маленьких песчинок)
2) Какие песчинки по форме, цвету и размеру? (разные по форме, цвету размеру)
3) Сухой песок прилипает к рукам и друг другу? (не прилипают)
4) Что можно из него слепить? (Из него нельзя ничего слепить).
- Ребята, как вы думаете, а что у меня в руках? (показываю песочные часы)
-Это песочные часы. Они тикают как обычные часы или нет? (нет) У них нет стрелок, песок измеряет время. Давайте мы свами вспомним а как же тикают обычные часики.
Физкультминутка:
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так
Тик-так, тик-так налево раз, направо раз,
Мы все умеем так, Тик-так, тик-так,
-Молодцы, ну продолжим с вами делать эксперименты
Опыт 5.
–Добавьте в чашечку с песком воду из стакана. Что происходит? (вода исчезла)
- Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками)
- Каким стал песок? (мокрый, влажный)
- Попробуйте мокрый песок посыпать. Что происходит? (он не сыпется)
Вывод: Песок не сыплется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
Опыт 6.
– Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.
-Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный)
- Что можно слепить из мокрого песка?
Вывод:вопросы детям
1. Мокрый песок получится насыпать в ладошку? (Нет, он не сыпется)
2. Почему из мокрого песка можно лепить фигурки? (из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»).
3. Из какого песка можно строить песочный замок? (из мокрого)
5). Продуктивная деятельность.
Изготовление поделки
- А сейчас протрите руки влажными салфетками. Мы с вами на прошлых занятиях разукрашивали песок красками. Вот что у нас получилось (показываю). И сейчас мы с вами из него сделаем красивую бутылочку. (Ребята поочереди, подходят к воспитателю и через воронку насыпают разноцветный песок в горлышко бутылки.
- Вот какая красивая разноцветная бутылочка получилась у нас благодаря «удивительному песочку».
Мы ее поставим в наш уголок «исследователя».
Рисование
- А теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.
- Значит, будем рисовать на песке, а чем можно рисовать на песке? Правильно, пальчиками. А рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.
Нарисуем жёлтый круг,
После лучики вокруг
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
- Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются. Давайте мы тоже им улыбнёмся.
3. Заключительная часть.
- Ребята, сегодня, при помощи опытов, мыс вами узнали много интересного о песке. Расскажите Старичку –Боровичку чем же удивительный песок. Что мы узнали о нем:
-Песок состоит из песчинок.
-Сухой песок сыпучий.
-Мокрый песок тяжелее сухого.
-Песок пропускает воду.
-Из песка можно сделать поделки.
-На песке можно рисовать.
- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок?
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используют в гололёд, для посыпания дорожек. Чтобы не было скользко. Из песка делают наждачную бумагу и стекло. В давние времена, когда ещё не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время. Песок используют для детских игр и поделок.
(Просмотр картинок.)
- Ребята, но это ещё не всё. Так как вы были сегодня лучшими исследователями, который провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями. (награждение)
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы –
В детский сад пора идти.
Вставайте в круг, возьмитесь за руки,
Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова :
Ножками мы топнем раз, два и три,
В детском саду окажемся мы!
(Накрываю детей платком)
-Вот мы и в детском саду. Попрощайтесь с нашими гостями.