Соковых Татьяна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства лимона»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования.
Задачи:
• продолжать знакомить детей со свойствами и качествами лимона : кислый, имеет запах, удаляет пятна;
• формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий;
• продолжать учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской деятельности указания предложенных действий;
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Свойства лимона“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• поощрять исследовательский интерес;
• воспитывать желание получать сведения о новом объекте.
Предварительная работа: Игры эксперименты «Опиши предмет на ощупь». Предварительные беседы о лимоне. Разучивание стихотворения «Какой лимон?». Дидактическая игра: «Опиши лимон».
Материалы и оборудование: картины лимонного дерева; лимон в кожуре и без кожуры; емкость с водой, колокольчики, отдельные картины части дерева, одноразовые тарелочки, ватные диски, ватные палочки, пипетки, влажные салфетки, йод, утюг.
Словарная работа: лимонное дерево, плод, цитрусовые растения, пятновыводитель, крона дерева.
Задачи.
Образовательные:
• формировать у детей естественно-научные представления об экзотическом фрукте-лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;
• формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем;
• совершенствовать связную речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, обогащать активный словарь;
• закреплять знания дошкольников ухаживать за растениями;
• учить самостоятельно добывать знания, проявлять собственную исследовательскую активность и инициативу;
• побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
• обогащать сенсорный опыт детей.
Развивающие:
• развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;
• развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать мыслительную активность и творческие способности;
• развивать наблюдательность, любознательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов.
Воспитательные:
• воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
• воспитывать доброту, заботливое отношение друг к другу;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями).
- Чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем с колокольчиками.
- Я вас приглашаю к столу с колокольчиками.
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.
- Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит играть.
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит смотреть мультфильмы.
- Сейчас зазвонит мой колокольчик.
- Сегодня я хочу рассказать вам много нового о знакомом вам предмете.
- Послушайте о каком:
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один-
Кислый очень, очень.
- Кто знает ответ?
Дети: Это лимон.
Воспитатель: Правильно, это лимон.
- Ребята, а лимон - это фрукт или овощ?
Дети: Фрукт.
Воспитатель: Где растут лимоны?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает.
Дети: Ствол, корни, ветки, листва, крона.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картину и назовите части дерева по порядку от самого низа до верха.
Воспитатель: У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой?
Дидактическая игра «Опиши лимон».
Кому я буду передавать лимон, тот будет рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН.
Дети: Лимон шершавый, ароматный, кислый, сочный, спелый, полезный, желтый, маленький, съедобный, витаминный, овальный, солнечный.
Воспитатель: Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.
- Ребята, как вы думаете, лимоны полезны?
- Чем полезны лимоны?
Дети: В лимонах много витаминов.
Воспитатель: Что содержится в лимонах?
Дети: В лимонах много полезных для нашего здоровья веществ.
Воспитатель: Лимон и его сок лечат многие заболевания кожи, помогает при гриппе и головной боли, повышает иммунитет.
Одно из свойств лимона - это незаменимый продукт на кухне. Лимон бывает в виде сухого порошка и называется лимонная кислота. Как вы думаете, где лимонный сок и лимонная кислота используется?
(Воспитатель обращает внимание на картины с изображением торта, конфет)
- Где мы можем увидеть все эти продукты, в которых есть лимон?
Воспитатель Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. В какие напитки добавляется лимон или лимонная кислота?
Дети: В чай, в лимонад.
Воспитатель: Лимон нужно класть в теплый чай для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
Воспитатель: Где еще может использоваться лимон? Какой витамин содержится в лимоне? Для чего нужен витамин С?
Воспитатель: Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.
Воспитатель: Лимон принадлежит к семейству цитрусовых фруктов.
Цитрусовые - это фрукты, которые растут в теплых странах, имеют кожуру, мякоть и семена. Давайте вспомним еще каких представителей этого семейства вы знаете?
Дети: Апельсин, мандарин, лайм, грейпфрут, помело.
Воспитатель: А чтобы узнать все секреты лимона, мы сегодня с вами станем исследователями.
- Кто такие исследователи?
Дети: Люди, которые открывают что- то новое.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими исследователями и отправиться в волшебную лабораторию.
Повторить правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Я вас приглашаю в лабораторию.
(Дети встают вокруг стола).
Опыт № 1. «Тонет-не тонет».
Воспитатель: Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов. Чем лимоны отличаются друг от друга?
Дети: Один очищенный, второй в кожуре
Воспитатель: Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло?
Дети: Лимон утонул.
Воспитатель: Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон?
(Мнения детей).
-Проверим? Что произошло?
Дети: Лимон не утонул, всплыл.
Воспитатель: В чем же секрет?
(Мнения детей).
Воспитатель: Рассмотрим лимон повнимательнее. Что вы видите?
Дети: В кожуре ямочки.
Воспитатель: Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?
Дети: Спасательный жилет, круг.
Воспитатель: Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
Воспитатель: Какой интересный секрет лимона мы узнали?
Вывод: Кожура лимона содержит воздух, который не дает фрукту утонуть в воде.
Опыт № 2 «Лимон- защитник».
Воспитатель: Посмотрите на тарелочку, которая находятся у вас на столе. Я разрезала яблоко пополам, положила его срезом вверх на тарелку. Как вы думаете, что произойдет с яблоком, если на него нанести лимонный сок? И что случиться с той половиной яблока, которую не будем трогать?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Сейчас мы это узнаем экспериментальным путем. Давайте возьмем кисточку и нанесём лимонный сок на одну из половинок.
Воспитатель: Нам нужно немного подождать. Через некоторое время мы вернемся к этому столу и посмотрим, что же произойдет.
Воспитатель: Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.
Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик».
Опыт № 3. «Лимон- «пятновыводитель».
Воспитатель: Какое настроение стало прекрасное!
Подходите к столу. Перед вами ватные диски и сок лимона. Для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем это сделать, скажите мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, произойдет с пятном?
(Ответы детей)
-Давайте проверим.
(Лети капают лимонный сок на пятно)
Дети: Оно действительно исчезло.
Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать?
Воспитатель: Как называется средство с помощью которого можно избавиться от пятен?
Дети: Пятновыводитель.
Вывод: Лимон может выводить некоторые пятна с одежды.
Воспитатель: Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Он нам пригодится в жизни?
Опыт №4. «Невидимые чернила».
Воспитатель: Я расскажу еще об одном интересном свойстве лимонного сока.
Как только люди научились писать, у них возникла необходимость скрывать свои записи от посторонних. Существует много способов, как скрыть информацию от чужих взглядов. Были изобретены невидимые чернила.
«Невидимые» чернила» представляют собой раствор для написания информации на бумаге. От обычных чернил они отличаются тем, что написанное ими сообщение невозможно увидеть, пока не будут применены определенные условия, будь то тепло, свет и так далее. Такой способ передачи информации был одним из главных элементов шифровки во все времена. Как правило, на чистом листе бумаги сначала писалась секретная информация. После высыхания, поверх прозрачной надписи, наносилось обычное сообщение простыми видимыми чернилами.
Такие письма, как правило, нагревали, чтобы появился секретный шифр, а потом уничтожали лист.
И такими чернилами является сок лимона.
Предлагаю вам в этом убедиться.
Воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать на листках бумаги лимонным соком. Несколько работ приглаживает нагретым утюгом. На поверхности бумаги появляются детские рисунки.
Воспитатель: Лимонный сок под воздействием высокой температуры меняет цвет- темнеет. Это свойство было известно очень давно, и люди успешно им пользуются, если хотят скрыть информацию в письме.
Вывод: Лимонный сок темнеет под воздействием температуры. Им можно писать.
Воспитатель: Давайте вернемся в первую лабораторию и посмотрим на половинки яблок.
Воспитатель: Что же произошло с половинками?
Дети: Одна половинка потемнела, а другая нет.
Воспитатель: Лимонный сок защитил яблоко от потемнения. В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.
Вывод: Лимонный сок защищает яблоко от окисления.
Воспитатель: Мы закончили работу в лаборатории.
Подходим снова к столу с колокольчиками.
- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).
- Колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно. (Расспросить какие трудности испытали дети).
Воспитатель: Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.
Сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами. Вы прилежно и дружно трудились, Новые секреты нам сегодня открылись!
- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы!
Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного - кисловатый.