Екатерина Титова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Посылка Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Посылка Деда Грамотея»
Подготовила воспитатель:
Титова Е. А.
г. Саранск
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Посылка Деда Грамотея»
Программное содержание :развивать познавательную активность, любознательность детей,уметь на слух определять звуки природы и называть их.
Цель:продолжать учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, закрепить умение делить слова на слоги.
Задачи:
Образовательные:
• развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
• учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
• закрепить умение делить слова на слоги.
Развивающие:
• побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
• развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
• развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Воспитательные:
• развивать интонационную выразительность;
• развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
• упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
• закрепить знание гласных и согласных звуков.
Оборудование:
Конверт, письмо, карточка с цветком, загадки, карточки для игры «Магазин», 5 ключей и замковСундучок, книга Азбука (Букварь, магнитофон с записями звуков природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
• Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
• Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
• Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
• Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
• Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
• У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
• Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте,кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы. Слушать надо внимательно! Какие звуки вы услышали? (ветер, ручеек, дятел, лягушка, соловей, кукушка, утка и т. д)
Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
( Дети отгадывают: конструктор. Находят ключ.)
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
• Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
• Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
• Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
• Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
• Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
• Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Все молодцы!