Светлана Седикова
Конспект открытого занятия по Обучению грамоте в компенсирующей группе (6 лет) «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формировать знания детей о школе, закреплять названия и назначение учебных принадлежностей; развивать словарь; упражнять в подборе родственных слов, обогащать знания на тему : «Школа»
Задачи:
Продолжать учить отгадывать загадки;
Продолжать учить делить слова на слоги, определять ударный слог;
Закреплять умение определять местоположения звука в слове;
Упражнять в звуковом анализе слов;
Закрепить умение у детей давать основные характеристики звуков;
Закрепить умение подбирать однокоренные – родственные слова к определённому слову;
Упражнять в составлении схем к предложениям;
Публикация «Конспект открытого занятия по Обучению грамоте в компенсирующей группе (6 лет) „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Развивать фонематический слух и внимание;
Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, магнитное поле – «Полочка»;
- схемы слов, цветные кружки – знаки звуков, по количеству детей;
- плакат с дубом, надписью: «Учить»; листики дуба с картинками однокоренных слов к надписи: «Учить»;
- сюжетные картинки для составления предложений;
- рабочие тетради, простые карандаши по количеству детей,
-кроссворд в виде школы, звёздочки – пятёрки из самоклейки.
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед: Ребята, вы любите играть, а путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну знаний. Во время нашего пути мы выполним пять заданий. И если мы справимся со всеми заданиями верно – то в конце путешествия мы сможем разгадать кроссворд, который подскажет нам, где находится страна знаний и для чего она нужна.
Сделаем круг и произнесё м слова:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Раз, два, три начало игры.
Основная часть:
Первое задание: «Угадай-ка»
(Дети отгадывают загадки и картинки-отгадки держат в руках.)
1. Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).
2. В чёрном поле заяц белый, прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (мел)
3. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).
4. Языка нет, а рассказывает (книга, учебник).
5. То я в клетку, то в линейку – написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).
6. Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
И прямую без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка друзья, кто же я? (линейка).
7. Стальной конь по белому полю бегает,
за собой синий след оставляет. (ручка).
8. На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь.
Мальчик, ты меня узнал?
Ну конечно я … (пенал).
Всё это одним словом называется – школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы ещё знаете? (учебники, пенал, ластик и т. д.)
Логопед:
А теперь скажите, где могут храниться школьные принадлежности?
Дети:
На полке, в шкафу, в столе, на столе.
Второе задание: «Наведи порядок» (деление слов на слоги)
Логопед:
Давайте разложим все предметы аккуратно по полочкам.
Раскладывать будем так.
На первой полке предметы, в названии которых один слог.
(мел).
На второй полке предметы, в названии которых два слога.
На третьей полке – три или более слогов.
А кто мне скажет, куда падает ударение в слове….
Хорошо!
Тара-ра-тара-ра – путешествуем с утра,
Туру-ру-туру-ру – продолжаем мы игру.
Логопед:
Вот и пришли мы в лес, в котором живут разные звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношении встречают преграду и с этим они согласны. Какие это звуки? (согласные звуки). Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Задание третье: «Прятки»
Звуки любят прятаться в словах, мы их будем искать:
- я показываю картинку, а вы должны угадать первый звука слова и обозначить его нужным цветом кружком-знаком звука.
- берём схему слова.
Кто всё сделал правильно – тот нашёл звук в слове.
Молодцы! А сейчас отдохнём.
( Физминутка: "Переменка", встали в круг)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (выполняют движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
(автор Н. В. Нищева)
Посмотрите, прибыли мы на поляну, а на поляне дуб растёт. А на дубе том слово написано «УЧИТЬ»
Задание четвё ртое: «Подбери и назови»
Нужно подобрать родственные слова (однокоренные) к этому слову.
Я буду вам подсказывать вопросами:
Логопед:
- Кто учится в школе? (ученик, ученица, ученики)
- Кто их учит? (учитель, учительница)
- Кабинет учителей? (учительская)
- Что дети делают в школе? (учатся)
- Школьная книга? (учебник)
- Человек всезнайка? (учёный)
(Во время беседы на дерево «родственных слов» помещаются картинки с обозначением слов) Обращаю внимание детей на то, какое дерево они вырастили.
Логопед:
Повернитесь - обернитесь за столами очутитесь!
Задание пятое: «Будь внимателен». Послушайте рассказ, а затем схематично напишем каждое предложение рассказа в тетрадях.
Послушайте рассказ. (Первое чтение рассказа).
1. Ура!
2. Наступила осень.
3. Первого сентября дети идут в школу.
4. Прозвенел первый звонок на урок.
5. Учитель провела первый урок о мире.
6. В нашей школе все живут очень дружно.
(Второе чтение и составление схем предложений)
- Сколько предложений в рассказе?
- Какое предложение самое длинное?
- А самое короткое?
- Какое название можно дать рассказу.
Молодцы!
Встали, подул сильный ветер, а теперь крутитесь, вертитесь в нужном месте очутитесь.
Стоп!
Итог:
Ну, вот мы и добрались до кроссворда, его надо разгадать.
Вспомните наше путешествие :
Первое задание – «Угадай-ка» – отгадывали загадки
Второе задание – «Наведи порядок» – делили слова на слоги
Третье задание – «Прятки» – работали со звуками
Четвёртое задание – «Подбери и назови» придумывали родственные, однокоренные слова
Пятое задание – «Будь внимателен» – работали с предложениями
Шестое – куда мы отправлялись все вместе – в путешествие
6. п у т е ш е с т в и е
3. з в у к и
5. п р е д л о ж е н и я
2. с л о г и
1. з а г а д к и
4. с л о в о - к о р е н ь
Выделенное слово в кроссворде – школа. Так значит страна знаний — это школа. И для чего она нам нужна? (Ответы детей).
(Хоровое чтение стихотворения «Скоро в школу» (И. Токмакова)
Логопед:
Слыхали радостную весть?
Дети:
Мне скоро будет ровно шесть.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (вернее, я,
То, значит, он (вернее, я,
Мы в школу собираемся.
Вот и закончилось наше путешествие в страну знаний. И на память, как полагается в школе, за хорошие знания получите все по пятёрке.