Светлана Пешкина
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Сравнение по ширине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему:
«Сравнение по ширине»
Пешкина Светлана Александровна
Цель:
1. Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему „Сравнение по ширине“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме;
4. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: игрушки (медвежонок, зайчонок, два одеяла, веревки.
Раздаточный: полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины. Листы бумаги с нарисованной веревкой для развешивания полотенец. Полотенца полоски.
Ход занятия:
-Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
-Дети: здравствуйте
-Любите ли вы ходить в гости?
-Дети: да
-К кому вы любите ходить в гости?
-Дети: к друзьям, к бабушке…
-Что вам нравится в гостях?
-Дети: играть, пить чай с конфетами, бабушке помогать…
-Вас сегодня Медвежонок и зайчонок пригласи к себе в гости.
-Хотите в гости?
-Дети: да…
-Где живут Медвежонок и зайчонок?
-Дети: в лесу
- А как же нам добраться до леса?
Дети: на автобусе, пешком, на машине…
А мы с вами поедем на поезде согласны? (дети цепляются друг за друга)
Поехали чух-чух (дети делают круг под веселую музыку)
Вот мы и доехали до леса.
Ребята медвежонок и зайчонок живут на том берегу реки.
(воспитатель подводит детей к широкой части реки)
Как же нам через реку перебраться?
-Дети: переплыть на лодке…
-А может попробовать перешагнуть через реку? (дети пробуют, но у них не получается)
-Почему у нас не получается это сделать?
-Дети: потому что река очень широкая
- Какой должна быть речка, чтобы вы могли через нее перешагнуть?
Дети: узкой
- Попробуйте найти то место, которое вы сможете перешагнуть.
(дети перешагивают через узкую часть реки)
- Вот мы и перебрались на другой берег к медвежонку и зайчонку
(воспитатель показывает две игрушки – медвежонок значительно шире зайчонка)
-Как вы думаете, наши друзья малыши или взрослые звери?
Дети: малыши
- Почему вы думаете, что малыши?
Ответы детей.
-А как бы вы их назвали, если бы они были взрослые?
-Дети: медведь и заяц
Молодцы ребята!
-Ребята наши маленькие зверята нас так долго ждали, что устали и собираются ложиться спать и очень просят нас подобрать им нужные одеяла. Малыши не знают, каким одеялом им укрыться. Поможем им?
-Дети: да поможем.
-Как вы думаете, одинаковые ли одеяла нужны медвежонку и зайчонку?
(если дети ответят, что одеяла должны быть одинаковыми, надо положить игрушки и накрыть их одинаковыми по длине и ширине одеялами. Ширина одеял должна быть достаточной для зайчонка и узкой для медвежонка)
- Удобно ли медвежонку укрываться таким одеялом?
- Дети: нет
- Почему не удобно?
Дети: оно не укрывает медвежонка
--Каким должно быть одеяло у медвежонка?
Дети: широкое
- У наших зверят есть еще одеяла, смотрите сколько много. Давайте попробуем подобрать одеяла нашим зверятам. На столе три полоски одинаковой длины. Две полоски узкие имеют одинаковую ширину, а одна – широкая. Одна из узких полосок и широкая имеют одинаковый цвет.
Сколько одеял вы возьмете?
Дети: два
Почему вы думаете что одеял должно быть два?
Дети: потому что зверят двое
Дети самостоятельно выбирают 2 полоски.
-Какое одеяло вы взяли для медвежонка? Для зайчонка?
-Дети: для медвежонка широкое,а для зайчонка узкое.
-Представляете медвежонок не верит, что его одеяло шире! (если полоски выбраны не правильно, то медвежонок не доволен что одеяло узкое)
Смогли ли вы выбрать одеяло для медвежонка?
Дети: нет
-Почему не смогли?
Дети: потому что не знаем как это сделать.
Как нам ему доказать что его одеяло шире?
Предложения детей
-Мы должны с вами научиться сравнивать предметы по ширине.
-Как же нам это сделать?
Предложения детей…
(воспитатель исходя из идей высказанных детьми, помогает наложить либо приложить полоски, сравнивая короткие стороны)
- У всех получилось?
-Справились мы со своей задачей?
-Дети: да
-Молодцы!
-Наши друзья просят нас нарисовать картинку как напоминание о том, как надо сравнивать по ширине. Медвежонок и зайчонок волнуются, что могут забыть, как это делается.
(воспитатель наклеивает на глазах у детей одну полоску на другую и проговаривает вывод): чтобы сравнить по ширине, надо одну полоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так, чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски по ширине равны, а если нет – то не равны.
Картина вывешивается на видном месте (на мольберте)
-Ребята, зверята очень просят вас помочь постирать и развесить сушить полотенца на веревочку.
-Пока они будут отдыхать. Мы с вами поможем им постирать полотенца под музыку.
Веселая муз ритмичная композиция «танец стирка»
-Какие вы молодцы все полотенчики перестирали. Ребята, а теперь нужно развесить полотенца на веревочку. Давайте присядем за столы.
(На столах лежат 2 широкие (красного и синего цвета) и 2 узкие полоски (желтого и красного цвета)- полотенца медвежонка и зайчонка, и лист бумаги с нарисованной на них горизонтальной линией – веревочкой.)
-Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку, а какие зайчонку?
-Дети: широкие – для медвежонка, а узкие – для зайчонка.
-Как вы будете сравнивать полотенца по ширине? Посмотрите на наш рисунок.
Дети: чтобы сравнить по ширине, надо одну полоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так, чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски по ширине равны, а если нет – то не равны.
Дети выполняют задание.
-Соберите полотенца медвежонка в одну кучку, а полотенца зайчонка – в другую.
-Рассмотрите полотенца медвежонка. Чем полотенца отличаются?
-Дети: цветом
-Чем они похожи?
-Дети: у них одинаковая ширина и длина
-Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи?
-Дети: у них одинаковая ширина и длина
-А чем отличаются?
-Дети: цветом
-Хорошо молодцы!
-Ребята, повесьте на веревку широкое красное полотенце.
-Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета.
-Следующим повесьте синее полотенце.
-Расскажите, какое полотенце еще не повешено?
-Дети: Красное, узкое
-Сколько полотенец вы повесили сушиться?
-Дети: четыре
-Сколько красных полотенец висит на веревке?
-Дети: два
-Чем отличаются эти полотенца?
-Дети: одно широкое, другое узкое.
-Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить?
Дети: одно
Сколько широких (узких) полотенец висит на веревке?
-Дети: по два
-Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца?
-Дети: они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое…
-Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями!
Пора нам с вами отдохнуть и погулять.
-Давайте с вами вспомним, где мы сейчас с вами были?
-Дети: в гостях у медвежонка и зайчонка
-Чем вы помогли медвежонку и зайчонку? Ответы детей
-Какие вы молодцы! Вы смогли помочь зверушкам, потому что научились сравнивать предметы по ширине.
-Ребята, а ведь в гостях всегда бывают угощения. И медвежонок с зайчонком приготовили вам корзиночку с гостинцами мы с вами возьмем ее с собой. Пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся со всеми.