Надежда Бабаева
Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
Конспект НОД по логопедии
в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР III уровня
(второй год обучения) на тему:
Учитель-логопед:
Бабаева Надежда Анатольевна
Клин
2015
Публикация «Конспект открытого занятия „Дикие животные наших лесов“ для детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Тема: «Дикие животные наших лесов».
Цель: знакомство детей с названием диких животных средней полосы.
Задачи:
1. Закрепление в словаре обобщающего понятия «Дикие животные»
2. Упражнение и закрепление умения подбирать прилагательны к существительным, существительные к прилагательным.
3. Упражнение и закрепление умения подбирать слова-действия к существительным, существительные к словам-действиям.
4. Упражнение в умении использовать различных падежных форм существительных:
-умение образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных;
-употребление винительного падежа существительных;
- употребление дательного падежа существительных;
- употребление творительного падежа существительных.
5. Развитие координации речи с движением.
6. Упражнение в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением.
7. Упражнение в словообразовании.
8. Упражнение в употреблении и понимании различных предлогов.
9. Договаривание предложений, образование притяжательных прилагательных.
10. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
Картинки с изображением диких животных наших лесов; домик – лесная лечебница; Доктор Айболит (костюм у педагога или кукла); игрушки: лиса, волк, белка, заяц, лось; коробка, стульчик.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках, логопед читает стихотворение:
Кто где живёт?
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит,
Лисица рыжая в норе,
Жучка в тёплой конуре,
В логове лежит волчиха,
Под кустом сидит зайчиха,
Белка прячется в дупле,
Ёжик спит в сухой траве.
Логопед: - Назовите животных наших лесов, о которых говорится в стихотворении. (дети называют животных)
2. Знакомство с темой.
Логопед показывает картинки с изображением диких животных, просит детей называть их.
Логопед: - Какое общее название у всех этих животных? (Дикие животные)
3. Логопед: - Наступили холода, заболели животные и потянулись к Доктору Айболиту.
(логопед надевает белый халат, либо достаёт куклу-доктора, выставляет домик «Лесная лечебница»)
- Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось очень много животных.
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (упражнение в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным)
Медведь (какой) - … (косолапый, бурый, неуклюжий)
Волк (какой) - … (злой, зубастый, серый)
Заяц (какой) - … (белый, серый, косой, трусливый)
Лиса (какая) - … (рыжая, пушистая, хитрая)
Белка (какая) - … (ловкая, быстрая, рыжая)
Косолапый, бурый, неуклюжий (кто это) - … (медведь)
Злой, зубастый, серый (кто это) - … (волк)
Белый, серый, косой, трусливый (кто это) - … (заяц)
Рыжая, пушистая, хитрая (кто это) - … (лиса)
Ловкая, быстрая, рыжая (кто это) - … (белка)
4. Упражнение «Кто как голос подаёт?»
(подбор слов-действий к существительным)
Волк – воет
Лисица – тявкает
Белка – пищит
Медведь – рычит
Ёжик – пыхтит
«Про какого зверя можно так сказать?»
(подбор существительных к словам-действиям)
Охотится - … (волк, лиса)
Крадётся - … (лиса, рысь)
Воет - … (волк)
Кусается - … (ёжик)
Пугается - … (заяц)
Скачет - … (белка)
Хитрит - … (лиса)
Переваливается - … (медведь)
Выслеживает - (волк, лиса)
5. Физминутка.
Логопед: - А сейчас мы с вами превратимся в зайчиков. Слушайте внимательно и выполняйте движения, проговаривая слова вместе со мной.
Прыг да скок, прыг да скок,
Прыгнул зайка на пенёк,
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скоп-поскок.
А теперь вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
6. Упражнение «Кто с кем?»
Логопед: - Мамы привели к Доктору Айболиту своих деток.
Волчица пришла (с кем) - … (с волчонком)
Зайчиха пришла (с кем) - … (с зайчонком)
Белка пришла (с кем) - … (с бельчонком)
Лисица пришла (с кем) - … (с лисёнком)
Ежиха пришла (с кем) - … (с ежонком)
Лосиха пришла (с кем) - … (с лосёнком)
- А некоторые звери пришли к Доктору всей семьёй.
Упражнение «Назови семью»
Папа - медведь, мама - медведица, детёныш … (медвежонок)
Папа – волк, мама - волчица, детёныш - … (волчонок)
Папа – заяц, мама -, детёныш - …
Папа – лис, мама -, детёныш - … .
Упражнение «Назови маму»
Логопед:- Детёныши оказались очень шустрые, и непослушные, разбежались и потеряли своих мам. Давайте поможем им отыскать своих мам.
Медвежонок - у медведицы.
Зайчонок (у кого) - … (у зайчихи)
Лисёнок (у кого) - … (у лисицы)
Волчонок (у кого) - … (у волчицы)
Бельчонок (у кого) - … (у бельчихи)
Лосёнок (у кого) - … (у лосихи)
Упражнение «Назови ласково»
(упражнение в образовании уменьшительно-ласкательного значения существительных)
Логопед: - Детёныши расплакались, но Доктор Айболит очень добрый доктор. Он всех приласкал и вылечил. Как же он называл ласково деток?
Лисёнка – лисёночком, а лисят – лисятками.
Зайчонка - … (зайчоночком, а зайчат - … (зайчатками).
Бельчонка - … (бльчоночком, ва бельчат - … (бельчатками).
Лосёнка - … (лосёночком, а лосят - … (лосятками).
Волчонка - … (волчоночком, а волчат - … (волчатками)
Упражнение «Кому что дадим?»
(упражнение в употреблении дательного падежа имён существительных)
Логопед: - Доктор Айболит ещё и накормил зверей, которых вылечил. Он дал
Мясо (кому) - … (волку)
Морковку (кому) - … (зайцу)
Орешки (кому) - … (белке)
Сено (кому) - … (лосю)
Мёд (кому) - … (медведю)
7. Игра «Прятки»
(развитие понимания и употребления различных предлогов)
Логопед: - Маленький бельчонок очень боялся лечиться у доктора Айболита. Он спрятался от мамы – белки. Мы должны помочь белке найти сына.
(логопед берёт игрушку – белку и прячет в разные места. Дети говорят, где прячется бельчонок)
Сначала он спрятался (куда) - … (под стул)
Но мама достала его (откуда) - … (из-под стула)
Потом бельчонок залез (куда) - … (под стол)
Но белка его вытащила (откуда) - … (из-под стола)
Потом бельчонок прыгнул (куда) - … (в коробку)
Но Айболит достал его (откуда) - … (из коробки)
8. Логопед: - Доктор Айболит в своей лечбнице оказал помощь всем животным.
Упражнение «Подскажи словечко»
(упражнение в договаривании предложений, образование притяжательных прилагательных)
Логопед:
Волку Айболит вылечил хвост. Чью ногу вылечил доктор? … (волчью)
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил Айболит? … (лосиную)
Лисе он вылечил голову. Чью голову вылечил врач? … (лисью)
Белке вылечил лапу. Чью лапу вылечил доктор Айболит? … (беличью)
Зайцу вылечил ухо. Чьё ухо вылечил? … (заячье).
Логопед: - Все звери довольные, здоровые и сытые отправились в свои жилища.
9. Итог занятия.
(Логопед загадывает загадки. Дети повторяют отгадки, обобщают понятие «Дикие животные»)
- Кто зимой холодной бродит злой, голодный? … (Волк)
- Быстрый маленький зверёк по деревьям скок-поскок … (белка)
- Я сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком … (лиса)
- Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушко,
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. … (заяц)
Какое общее название мы с вами можем дать всем этим животным? … (дикие животные)