Татьяна Бельченко
Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-образовательной деятельности
Учитель-логопед Бельченко Т. Н.
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области»
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
Публикация «Конспект коррекционно-образовательной деятельности „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
• закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жи-лищами;
• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие :
• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
• формировать практические навыки правильного образования имен суще-ствительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-, согласования существи-тельного с числительными;
• формировать практические навыки правильного употребления притяжа-тельных прилагательных; предлогов: за, из-за;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики, конструктивные способности
Коррекционно-воспитательные :
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование: презентация, конспект занятия, мультимедийное оборудование, мячик, корзиночка с орехами, пазлы к игре «Дикие животные»
Занятие рассчитано на шесть детей подготовительной группы.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятие пришли добрые лесные гости. А вы им уже рассказали, какие вы хорошие ребята?
Дети: Нет, не рассказали.
Учитель-логопед: Я предлагаю коротко рассказать вам о своих друзьях. А поможет нам мячик. Мы будем передавать его друг другу, и говорить комплименты. Итак, я начинаю: Костя – аккуратный.
Дети передают мячик и говорят друг другу комплименты.
Учитель-логопед: Молодцы! Наши гости теперь знают, какие вы замечательные и расскажут вам много интересного о себе.
Слайд 2.
(щелчок-звук, щелчок-картинка с животным)
Учитель-логопед: Гости хотят с вами поздороваться, но каждый на своем языке. Может сесть тот, кто правильно угадает, чей голос звучал?
Дети. Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.
Учитель-логопед: Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети. Звери. Дикие животные.
Учитель-логопед: Почему называются дикие животные?. Чем они питаются? Как называются те, которые питаются травой?
Дети Травоядные.
Учитель-логопед: А те, которые в пищу употребляют мясо?
Дети: Хищники
Учитель-логопед: Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес, чтобы узнать, как живут звери и вспомним, как называются их жилища. А как вы понимаете слово «жилище»?
Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Воспитатель поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим на экране.
II Основная часть.
1. Д/и «Чей домик?»
Слайд № 3 (щелкать на картинку с животным)
Учитель-логопед: А вот и наши животные, они не могут найти свои домики. Что делать?
Дети. Нужно им помочь найти домики.
Учитель-логопед: Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Учитель-логопед: Где живет волк?
Дети. Волк живёт в логове.
Учитель-логопед: Значит это чье логово?
Дети. Это волчье логово.
Учитель-логопед: А что представляет логово волка. Это небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.
Учитель-логопед: Где живет лиса?
Дети. Лиса живёт в норе.
Учитель-логопед: Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора и т. д.
Учитель-логопед: А как называется жилище медведя?
Дети. Берлога.
Учитель-логопед: Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?
Дети показывают на большой «сугроб».
Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге.
Учитель-логопед:А как называется домик у бобра?
Дети : Хатка
Учитель-логопед:хатка сложена из палок, бревен и грязи
Учитель-логопед: Где живет белка?
Дети. Белка живёт в дупле.
Учитель-логопед: Значит это чье дупло?
Дети. Это беличье дупло.
Учитель-логопед: Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда зто дупло? Как вы думаете?
Учитель-логопед:Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?
Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.
Учитель-логопед:Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. Белочка поделилась с нами своими запасами.
Учитель-логопед:Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рас-смотрите их.
2. Игра «Орехи»
Учитель-логопед: Давайте поиграем с орехами.
Мы научимся орехи
Между пальцами катать
Это в школе нам поможет
Буквы разные писать.
(Катание ореха круговыми движениями; перекладывание ореха из одной руки в другую)
Учитель-логопед:У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи в корзиночку и оставьте их белке.
Учитель-логопед:Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.
3. Д/и "Где, чья мама? "
Слайд №4 (щелкнуть на соответствующую картинку детеныша)
Учитель-логопед:
Отгадали мы первую загадку,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно -
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.
Учитель-логопед:Посмотрите на несчастных детёнышей. Нужно помочь детёнышам диких животных.
Расскажите, как зовут маму Ежонка …_) к которой он должен подойти.
(ежиха, зайчиха, лиса, медведица, белка) .
Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"
Слайд №6 (щелкая на силуэт животного, появляется его цветное изображение)
Учитель-логопед: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на по-лянке. Давайте, их отгадаем.
Мы тихонько в лес зайдем (пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (Сжимают и разжимают пальцы медленно поднимая руки вверх)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
Дети по очереди называют диких животных : лиса, заяц, ежик, медведь.
4. Игра-пазлы «Дикие животные»
Вы сейчас отгадали силуэты животных, а попробуйте собрать их портрет. А потом рассказать о нем.
Дети, сидя на полу собирают картинки
5. Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Слайд №5 (по щелчку звери появляются во весь рост)
Учитель-логопед:Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.
Дети. Это уши зайца. - Это заячьи уши.
Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.
Учитель-логопед:Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?
Дети. Это хвост белки. - Это беличий хвост.
Учитель-логопед:Чья спина видна из-за бревна?
Дети. Это спина волка. - Это волчья спина.
6. Физкультминутка
А теперь «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнут.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе долго топчется на месте
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
7. Игра «Сколько» Слайды №6-8
Учитель-логопед: Давайте посчитаем, а сколько зверей прибежало на лес-ную полянку.
Дети считают «Одна хитрая лиса, две хитрых лисы, три хитрых лисы, четыре хитрых лисы, пять хитрых лис» и т. д. слайды меняются
Трусливый заяц. Счет до 5 со словами «трусливый заяц»
Косолапый медведь. Счет до 5 со словами «косолапый медведь»
Злой волк. Счет до 5 со словами «злой волк»
Колючий ёж. Счет до 5 со словами «колючий еж»
8. Игра «Кто, что делает»
Слайд №9 “Слова действия”. Глаголы.
Учитель-логопедобъясняет значение слов-действий на примере самого ре-бенка (он умеет прыгать, бегать)
Далее дети составляют предложения по картинкам.
Учитель-логопед:Что делает белка?
Дети. Белка грызет орехи.
Учитель-логопед:Что делает ежик?
Дети. Ежик бежит по дорожке.
Учитель-логопед:Что делает волк?
Дети. Волк воет на луну.
Учитель-логопед:Что делает бобр?
Дети. Бобр грызет дерево.
Учитель-логопед:Что делают зайцы?
Дети. Зайцы скачут по полянке.
Учитель-логопед:Что делает медведь?
Дети. Медведь лезет на дерево.
9. Игра «Какое слово не походит?»
Учитель-логопед: Какое слово не подходит? А вы догадаетесь?
Белка, белочка, белый, беличий.
Учитель-логопед:А как называются слова белка, белочка, беличий? (Род-ственные). Назовите главное слово. (Белка)
Волк, проволока, волчонок, волчица.
Учитель-логопед: А как называются эти слова: волк, волчонок, волчица? (Родственные). Назовите главное слово. (Волк)
10. Игра «Четвертый лишний»
Учитель-логопед:Назовите лишнее животное и объясните почему.
1. Корова – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
5. Волк- кошка- лиса-заяц.
III. Заключительная часть.
Учитель-логопед: Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Учитель-логопед:А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Учитель-логопед:Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Алина много знает о животных, интересными были ответы на вопросы у Артема. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания.