Лариса Беляева
Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня.
Задачи:
1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах глины и камня; научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами.
2. Развивающие: развивать интерес к природным материалам; зрительное внимание, творческое воображение; учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.
Публикация «Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Камень и глина“ для старшей группы» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Воспитательные: формирование самостоятельности, ответственности, сотрудничества; воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
Оборудование: «посылка» с письмом, стаканы с водой по 2 шт. на каждого ребенка, камешки и кусочки глины по количеству детей, презентация с изображениями изделий из глины и камня, компьютер.
Предварительная работа: наблюдения, подбор картинок с изображением каменных и глиняных изделий, подбор картинок панно из камня и глины, складывание по образцу и на память из пуговиц, из плоских геометрических фигур.
Ход НОД:
1. Организационная часть.
В. : Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо для вас. Хотите узнать от кого и о чем в нем говорится? (Ответы детей).
Слайд №1. «Незнайка».
Воспитатель читает с экрана компьютера письмо от Незнайки: «Здравствуйте, ребята! Вам пишет Незнайка. У меня есть интересные предметы, но я совершенно не знаю, что с ними можно делать и как их использовать. Знайка мне загадывал про них какие-то сложные загадки. Если вы отгадаете их, значит сможете мне помочь. Предметы я отправляю вам посылкой, которую почтальон должен был сегодня утром доставить в вашу группу №18 детского сада «Вишенка». Жду от вас ответ. С уважением, Незнайка.
В. : Ну что ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей).
Слайд №2. Загадка про глину.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (Глина).
Слайд №3. «Загадка про камень».
Его в горах полным – полно,
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают (Камень).
2. Основная часть.
В. : Ребята, вот посылка от Незнайки. Но я уже достала камни и глину, разложила каждому на стол, чтобы мы не теряли время. Давайте представим, что наша группа – лаборатория, а мы с вами ученые. И под моим руководством мы проведем опыт. Хотите? (Ответы детей). Тогда отправляемся за свои рабочие места!
На столе для каждого ребенка – по два стакана с водой. Возле каждого стакана камешек и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания, салфетки.
В. : Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он?
Дети: Твердый, холодный, сухой.
В. : Если надавить пальцем на камень, он изменит свою форму?
Дети (надавливают) : Нет.
В. : Попробуйте разделить камень на части.
Дети (выполняют действия) : Не получается.
В. : Почему?
Дети: Он твердый.
В. : Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в
стакан с водой. Его видно в воде?
Дети (выполняют действия) : Да, видно.
В. : Вода изменила свой цвет?
Дети: Нет, она прозрачная.
В. : А если палочкой помешать камень в воде. Чтото изменится?
Дети (выполняют действия) : Нет, вода осталась прозрачной.
В. : Надавите на него палочкой. Изменила вода цвет? Камень растворился в воде?
Дети (выполняют действия) : Вода не изменила цвет, камень не растворился.
Слайд №4. Физкультминутка «Незнайкина зарядка»
Вот Незнайкина зарядка! (шагаем на месте,
Выполняйте по порядку (шагаем на месте).
Быстро встаньте, улыбнитесь (руки на пояс, улыбаемся).
Выше, выше потянитесь (поднимаем руки вверх).
Ну-ка плечи распрямите (распрямляем плечи,
Поднимите, опустите (поднимаем и опускаем плучи).
Влево, вправо повернитесь (повороты туловища влево-вправо,
И друг с другом обнимитесь.
В. : Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая она?
Дети: Мягкая, пластичная. Похожа на пластилин.
В. : Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму?
Д: Да, изменила.
В. : Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?
Дети: Да.
В. : Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать?
Дети: Да.
В. : Почему?
Дети: Глина пластичная.
В. : Дети, возьмите глину, опустите ее во второй стакан с водой. Что произошло с глиной в воде?
Дети (все выполняют действия) : Ничего.
В. : Ребята, если размешать глину, надавить на нее палочкой, что произойдет с водой?
Дети (выполняют действия) : Вода стала мутной.
В. : Глину в воде видно?
Дети: Нет.
В. : Как вы думаете, почему не видно?
Дети: Глина растворилась в воде.
В. : Ребята, а где человек использует глину и камень? (Ответы детей).
В. : А сейчас мы узнаем подробнее, где человек использует глину и камень, поиграв в игру.
Слайды №5,6,7,8,9,10 с изображениями изделий из камня и глины.
Дидактическая игра «Назови, какой?»
На экране предлагаются изображения изделий из камня или песка. Дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит, он каменный. Кружка сделана из глины, она – глиняная» и т. д.
В. : Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня.
3. Заключительная часть.
В. : Ребята, давайте ответим Незнайке на его письмо. Помогайте мне. Что мы можем сказать о камне и глине, чтобы Незнайка понял, что с ними делать и для чего их люди применяют.
«Письмо Незнайке» : «Дорогой Незнайка! Ты прислал нам природные материалы: камень и глину. Камень твердый, прочный, не меняет своей формы, его нельзя руками разделить на части. Из камня люди делают мосты, дорожки, столы, дома, ограждения. А глина наоборот : мягкая, пластичная, похожа на пластилин. Она изменяет свою форму, в воде растворяется. Из глины люди делают посуду, украшения, игрушки и красивые панно. До скорых встреч. Ребята из группы №18 детского сада «Вишенка».