ГАЛИНА ВОРОБЬЕВА
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Вода — это жизнь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о пользе воды в жизни человека, животных и растений; интереса к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию овощных культур (фасоли).
Задачи:
воспитывать активную любознательность о пользе воды для растений; эмоциональную отзывчивость к объектам природы;
обобщать представления детей об одном из условий (влаги, необходимого для роста и развития растения;
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет „Вода — это жизнь!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в жизни растений, связывать их с условиями, в которых они находятся (влага) и интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию овощных культур (фасоли).
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Оборудование: семена фасоли; прозрачные пластиковые стаканчики с торфяной таблеткой, ёмкости с водой, ложки, влажные салфетки; мультимедийная установка; видеоролик «Биология для самых маленьких» (https://ru.savefrom.net/#url=https://youtube.com/watch?v=9okyW-GJ4_M&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com); игровой персонаж – игрушка Мудрая Сова; схемы алгоритма посадки семян фасоли.
Методы НОД:
словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий, описание алгоритма посадки семян фасоли с опорой на схемы);
наглядно-демонстрационный (просмотр авторского видеоролика «Биология для самых маленьких»; схемы алгоритма посадки семян фасоли)
проблемно-поисковый метод (помочь Мудрой Сове посадить семена фасоли, оживить завядший цветок)
практический (инновационный - посадка фасоли в прозрачные пластиковые стаканчики с торфяной таблеткой)
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на территории детского сада; рассматривание семян, беседы: «Что сначала, что потом?» (ведущий называет какую-нибудь стадию роста растения, а дети отгадывают предшествующую или последующую. Н. - р: «Цветок» - росток или плод, «Как вырастить лук?»; посадка лука на перо; дидактические игры «Чьё семечко?», «Что сажают в огород?»; подвижные игры «Кто скорее соберёт!», «К дереву беги!»; английская народная сказка «Джек и бобовое зёрнышко».
Предполагаемые результаты:
дети проявляют активную любознательность в вопросах о пользе воды для растений; эмоциональную отзывчивость к объектам природы;
с помощью опытнической работы дети обобщили представления об одном из необходимых условий для роста растений (влаги) и в группе создан огород на подоконнике;
у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях с дальнейшим высаживанием в огород;
в один из пасмурных дней с детьми проводится высадка рассады в огород. Если рассада будет высажена в солнечный день, ее надо прикрыть бумажными колпаками.
Ход. Перед началом НОД, воспитатель с помощником готовят на столы ёмкости с водой, побуждая детей задавать вопросы : «Зачем на столах вода?», «Что это за стаканчики?», «Что лежит в стаканчиках?» и т. п.
Воспитатель. Ребята, вы уже догадались, о чём мы с вами сегодня будем беседовать? Где мы можем получить ответы на наши вопросы?
Дети. О воде. Вода вокруг нас.
Воспитатель. Правильно, о воде. Без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Без воды невозможна жизнь на земле. А в природе, где встречается вода?
Дети. В реках, озёрах, морях, океанах. Ещё она падает на землю в виде дождя и снега. Из капелек воды состоит туман, туча.
Воспитатель. Зачем нужна вода? Какие есть варианты ответов? Где мы может увидеть подтверждение? (на улице) Давайте, подойдём к окошку. Что вы видите за окном? Есть там вода? Где она находится? Что происходит? Как происходит?
Дети. Снег растаял – ручейки потекли, лужи появились. Сосульки капают.
Воспитатель. Ребята, скажите, а куда прячется талая вода?
Дети. В землю.
Воспитатель. А кому она помогает под землёй? Как?
Дети. Питает корни растений, они просыпаются от зимнего сна.
Воспитатель. Значит, вода – это жизнь? Она нужна всему живому? Как вы думаете, а растениям очень нужна вода? Что с ними случится, если воды не будет?
Дети. Растения завянут, засохнут и погибнут.
Воспитатель. Ой! Посмотрите на это растение – что с ним случилось? Как определить, что растению не хватает воды? Можно этому растению как-то помочь? Как? (ответы детей) Правильно. Чтобы растение росло, не вяло, ему нужна вода, и его или мы поливаем, или дождик. Давайте, скорее, польём этот цветочек водой, может он оживёт? Ребята, слышите? По-моему кто-то постучался, пойду, посмотрю. Здравствуйте, Мудрая Сова! Говорите, что осенью собрали семена, чтобы весной рассаду посадить, да мешочек с ними и потеряли? А снег весной растаял, сегодня мешочек и нашёлся? Вы не успеваете посеять семена? Ребята, Мудрая Сова не успевает посадить одна много семян и просит нас ей помочь. Поможем?
Дети. Поможем!
Воспитатель. Пусть Мудрая Сова отдохнёт, а мы уточним, какую роль играет вода в жизни семян и правда ли, что вода нужна всему живому. Посмотрим, что за семена Совушка собирается посадить. Ага, ребята, послушайте загадку:
В огороде хоть растёт, Всё ж, бобовая, поёт.
Знает ноты “фа” и “соль”. И зовут её… (Фасоль)
Дети. Фасоль!
Воспитатель. Правильно, это семена фасоли. Предлагаю посмотреть видеоролик о том, как из семени можно вырастить растение. А сначала, потренируем наши глазки (проводится гимнастика для глаз)
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей! (Смотрят вверх)
Капель, капель не жалей! (Смотрят вниз)
Только нас не замочи, (Делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи. (Смотрят на экран)
Воспитатель. А теперь выходите сюда, давайте и мы станем маленькими семенами и попробуем вырасти в большое красивое растение.
«Цветок»
В земле сидело зернышко, светило сверху солнышко. (ладони вместе)
Дождик поливает, росточек прорастает. (руки немного вверх)
На нём маленький бутон, Свернут туго-туго он.
(Пальцы обеих ладоней прижаты друг к другу)
Солнце луч ему подарит, И - бутон цветочком станет.
(Встают на цыпочки, руки поднимают вверх)
Воспитатель. Пройдём, ребята, к столам. Займите свои рабочие места. Проверим гипотезу, вода – это жизнь? Я к вам подойду, и каждый возьмёт по одной фасолинке. Фосолинку кладём на салфетку, а в стаканчик с сухой торфяной таблеткой нальём воду, 3 мерных ложки. Наливаем. Приглядитесь внимательно, постарайтесь разглядеть и заметить, что происходит с сухой торфяной таблеткой в стаканчике? (Торфяная таблетка – это вид питательной земляной смеси для проращивания семян растений)
Дети. Она напитывается водой, набухает и перемешивается с водой.
Воспитатель. Замечательно! Теперь кладём фасолинку в торфяную таблетку и чуть-чуть вдавливаем её. Руки вытрем влажной салфеткой. Что ещё надо сделать, чтобы фасолинка проросла? (Ответы детей) Давайте возьмём стаканчики и отнесём их на окошко, к свету. Огородим их заборчиком, вот и получился у нас мини-огород на подоконнике! Как узнать, что растение растёт? Что с ними должно произойти?
Дети. Появятся корешки и росточки с листиками.
Воспитатель. Как вы думаете, как будут изменяться семена, которые мы посадили? За один день, до завтра, изменятся семена или нет?
Дети. Семена набухнут, напитаются водой.
Воспитатель. Совершенно верно. Давайте разбудим Мудрую Сову, покажем ей нашу работу и расскажем, как мы сажали семена фасоли (схемы алгоритма посадки семян фасоли). Мудрая Сова благодарит вас за помощь, за интересный рассказ алгоритма посадки семян фасоли и дарит вам лабораторные дневники наблюдений, в которых вы будете отмечать изменения, происходящие с вашими фасолинками. (В процессе наблюдений дети размышляют, строят догадки, сопоставляют их с реальностью, работают с календарём). Что ж, на сегодня наша работа закончилось. А мы с вами подтвердили гипотезу, что вода – это жизнь? Давайте посмотрим на цветочек, что с ним произошло после того, как мы полили его водой?
Дети. У него поднялись листики, стали упругими. Да, вода нужна всему живому!
Воспитатель. Мы славно сегодня поработали! Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, выполняли задания, опыты. Ребята, а вам было интересно? Какие эмоции вы сейчас испытываете? Почему? (потому что помогли Мудрой Сове посадить семена фасоли, спасли цветочек) Какими советами по посадке семян вы можете поделиться со своими мамами, бабушками? (ответы детей) А когда фасолинки станут полноценной рассадой, мы высадим их в огород и продолжим наблюдать за тем, как они будут становиться взрослым растением. А осенью соберём богатый урожай. Мудрой Сове пора отправится к себе в лес, скажем ей «До свидания!».
Литература:
Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
Дикалюк Г. А., Дектяренко О. Е. Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образовани. – Владивосток: Изд. -во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник». Фонд «Феникс», 2013.-68с.
Маханева М. Д. Экология в детском саду и школе. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-224с. – (Синяя птица).
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 96с.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 80С.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 64С.
Интернет источники:
https://www.youtube.com/channel/UCclwngF6J4E5ZYWlxeB55GQ?view_as=subscriber – мой авторский канал на https://www.youtube.com
https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-procese-opytno-yeksperimentalnoi-dejatelnosti.html