Наталья Чепурная
Конспект основной образовательной деятельности «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект основной образовательной деятельности „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.
Речевое развитие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое:
Формировать знания о нетрадиционной технике рисования воздухом –
кляксография.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать самостоятельность, доводить начатое дело до конца, помогать друг другу.
Физическое развитие:
Формирование двигательной активности на физкультминутках.
Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, акварельные краски, бумага, виноград, минеральная вода, белые халаты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Дети встают в круг:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принёс письмо, на конверте написан только адрес, а от кого оно не написано.
Но на обратной стороне что-то написано.
Человечки очень скоро.
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…. (фиксики)
Кто – такие, Фиксики!
Дети: Это семья маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих её поломки.
Давайте откроем письмо, посмотрите, что лежит в нем.
Внутри письма загадка:
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же.
Без него мы жить не можем.
Дети: - Воздух.
Воспитатель: Ребята, я думаю надо помочь нашим друзьям разгадать тайну воздуха.
В помощь нам Фиксики нарисовали схему, где зашифровали в виде символов, что мы с вами должны исследовать.
Так давайте сегодня поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?»
Учёные работают в помещении, где много разных приборов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать,
Наша наблюдательность.
(Сели).
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно.
И нужно надеть специальную одежду (дети и воспитатель надевают белые халаты).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о воздухе.
А где находится воздух? И зачем он нам нужен. (Ответы детей).
Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.
Проводится игра «Водолазы».
Воспитатель: Вдохните побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно.
Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха мы дышим.
Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?
(животным, растениям, насекомым и всему живому на Земле).
Что ж начинаем наши эксперименты.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: - Ребята, а вы можете мне сказать: «Какой воздух?». Ответы.
Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
(он пуст).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.
Мы можем его увидеть? Нет. Воздух имеет цвет? Он прозрачный.
Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет форму.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель: - А давайте проверим!
Воспитатель: - Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода (ответы).
Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Беру в руки специальные весы, на них располагаю воздушные шары, одинаковой формы, по бокам.
- Что у меня в руках? Весы.
Эти весы специальные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).
Вывод: «Воздух имеет вес».
Физминутка: «Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.
Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
- А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и, задевая за стенки шарика, он издавал звук- писк.
Воспитатель: А теперь возьмите крышки от фломастеров и приложите к губам и подуйте в неё так, чтобы получился звук.
Что происходит? Мы выдыхаем струю воздуха, поэтому возникает звук.
А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер,
он колеблет воздух и получается звук (свист, вой).
Ветер – это колебание воздуха.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».
Что это? Баночки.
Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
Воспитатель: - Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки идам вам понюхать, чем пахнет?
Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).
Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.
Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут
по-разному (ответы).
Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Эксперимент № 6 «Пузырьки – спасатели» (вес воздуха)
Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную (газированную) воду. Бросим в нее несколько виноградин.
- Что происходит в стакане? Почему падает на дно виноград? (Он тяжелее воды, поэтому тонет.)
- Что происходит на дне, почему виноградинки всплывают и снова падают? (Ответы детей).
Вначале виноград тонет, так как он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют виноградинки (они напоминают маленькие воздушные шары, поднимаются вверх и выталкивают виноградинки, виноградинки всплывают на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелые виноградинки снова опускается на дно.
Вывод: Воздух поднимает тяжелые предметы.
Подведение итога. Рассматривание нарисованной таблицы!
Отмечаем ответ в таблицу.
- воздух не видим («глаз»)- перечеркиваем
- воздух имеет вес («весы»)
- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
- воздух можно услышать («ухо»)
- воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркиваем.
- воздух не имеет запаха ("нос") - перечеркиваем.
Воспитатель: Наше письмо готово, можно его отправлять маленьким человечкам.
А сейчас я вам предлагаю порисовать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Прежде чем мы начнём рисовать, скажите мне какое сейчас у нас время года? (ответы детей)
Назовите мне приметы зимы (много снега, сильные морозы, гололёд, метели).
Ребята, а когда идет снег нам на одежду что падает (снежинки).
Если мы снимем варежку и поймаем снежинку, что с ней станет? (ответы детей)
Кто знает стихотворение о снежинке.
Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.
Смотрит ежик в небеса:
Это что за чудеса?
В небе ежики летают,
А возьмешь в ладошки - тают.
Ежики-ежинки
Белые снежинки.
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки нарисовать снежинку.
Итог занятия: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам понравился больше? (ответы детей). А рисовать вам понравилось? Каму было тяжело дуть в трубочку? Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.