Нина Жуланова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной
деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интересов к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный,прозрачный,находится вокруг нас,и в нас, воздух имеет вес, воздух легче воды,способами его обнаружения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
3. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 4 больших таза с водой, весы для взвешивания воздуха, картинки-карточки с научным открытием, мольберт, карточки зеленого и красного цветов, веера на каждого ребенка, 6 стаканов, салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят в муз. зал, здороваются с гостями.
Воспитатель:Ребята, сегодня я шла на работу и так захотелось мне стать ученой. А вам бы хотелось стать учеными?
Дети:Да
Воспитатель: В нашем детском саду открылась научная лаборатория, и я хочу вас туда пригласить.
Воспитатель: Я хочу вам напомнить правила поведения в лаборатории. 1. соблюдать тишину 2. Не толкать соседа 3. не перебивать друг друга 4. Сначала подумай, потом сделай.
5 Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Сегодня в этом зале не зря мы собрались. Мы многое узнаем, а ну-ка, улыбнись. Взрослых и детей не счесть, но кроме нас, здесь что-то есть. Его не видно никогда, не слышен он, вот это да. Ничем не пахнет он для нас. О нем узнаем мы сейчас. Он окружает нас везде, он есть во мне, да и в тебе Данил. Ребята, догадались о чем пойдет речь?
Дети: О воздухе
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Шарик
Воспитатель: Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух
Воспитатель: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Воспитатель: А вы видите воздух?
Дети: Нет
Воспитатель:Получается, что воздух невидимый?
Опыт 1
Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Предлагаю вам взять волшебные пакетики.
Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель: он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Дети: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите а воздух имеет цвет?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, он какой?
Дети: Бесцветный
Воспитатель:А давайте посмотрим друг на друга через пакеты что мы видим или кого?
Дети: Друг друга
Воспитатель: А каком свойстве воздуха это говорит
Дети: Воздух прозрачный
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили.
Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, какое первое научное открытие мы с вами сделали?
Первое научное открытие : воздух бесцветный, невидимый, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: Давайте наше открытие обозначим схемой.
Опыт 2
Воспитатель Ребята, проходите к следующему столу. Разбирайте стаканы с водой. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети: Пузырьки - это воздух, который внутри нас.
Воспитатель: Правильно, мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Дети: Это похоже на бурю.
Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать с вами?
Вывод: воздух внутри нас. Давайте наше открытие отметим схемой
Опыт 3:
Воспитатель:
Проходим к следующему столу. Воспитатель берет веер, начинает махать (со стола падают салфетки (запись музыка ветра).Ребята, что случилось с салфетками, я же их не трогала.
Дети: Ветром сдуло
Воспитатель: Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали?
Дети: Легкий ветерок.
Воспитатель: Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?
Дети: Ветер усилился.
Воспитатель: Так что же такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Воспитаель: Какое научное открытие мы с вами сделали? (
Ветер –это движение воздуха).Давайте наше открытие отметим схемой.
Опыт 4:
Ребята, давайте пройдем к следующему столу.
Воспитатель: Что это у меня?
Дети: Стакан.
Воспитатель: А что в стакане?
Дети: Ничего
Воспитатель: Думаете ничего?
Дети: Нет
Воспитатель: А как вы думаете, если мы опустим стакан в воду, что произойдет?
Дети: В стакан наберется вода
Воспитатель: Давайте проверим
Воспитатель: Я предлагаю вам взять салфетку и закрыть дно стакана. А теперь попробуйте опустить стакан в воду. Только обязательно стакан опускайте ровно.
А теперь вытаскивайте. Проверьте, у всех сухая салфетка? Если салфетка сухая, значит, вы правильно опускали стакан в воду.
А теперь опять опустим стакан в воду, только сейчас стакан чуть наклоним. Что мы видим?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: А откуда взялись пузырьки?
Дети: Воздух выходит из стакана
Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что легче воздух или вода?
Дети: Воздух легче, чем вода.
Воспитатель: Давайте наше открытие отметим схемой.
Опыт 5.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в следующую лабораторию. Что мы с вами видим?
Дети: На весах висят шарики.
Воспитатель: Обратите внимание, что шарики уравновешены. Давайте. Проткнем один шарик.
Посмотрим на весы, что произошло
Дети: Шарик целый перевесил
Воспитатель: Значит, какое открытие мы можем сделать?
Дети: Воздух имеет вес
Воспитатель: Давайте, наше открытие обозначим схемой
Воспитатель: А теперь ребята, пройдем на стульчики, давайте вспомним какие открытия мы с вами сделали. У каждого по две карточки: красная и зеленая. Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете зеленую карточку, а если нет, красную.
Утверждения: Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воздух тяжелее воды (нет, воздух легче воды)
Ветер – это движение воздуха.
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать в оболочку.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.
Воспитатель: Много нового мы сегодня узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите кому, какой опыт понравился больше всего.