Юлия Чертыковцева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 «Семицветик»
Открытое занятие
по образовательной области «Познавательное развитие
Конспект
образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
(средняя группа)
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Свойства воздуха“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Чертыковцева Ю. В. ,
воспитатель первой
квалификационной
категории
Октябрь, 2018г.
г. Павловский Посад
Тема конспекта по образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром : «Свойства воздуха» (средняя группа)
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Задачи:
Образовательные :
-расширять представления детей о воздухе;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим,
лёгкий, не имеет запаха, а также о том, что ветер – это движение воздуха);
Развивающие:
развивать навыки проведения опытов;
развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
_ развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
формировать экологическую культуру дошкольников;
_ учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Словарная работа:
обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
наблюдение за ветром;
эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
Оборудование:
полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
«волшебные палочки» - поддувалочки (по количеству детей);
мыльные пузыри;
игрушки, предметы плотные и полые (пустые внутри);
2 подноса;
мешочек;
таз с водой (для экспериментов);
салфетки бумажные (по количеству детей);
воздушный шар.
Форма организации образовательной деятельности : познавательно-исследовательская.
Ход ООД
Воспитатель:
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Слайд №1.
Воспитатель: Угадали ребята. Воздух окружает нас всюду и приглашает нас отправиться в небольшое приключение, а для этого нам нужны: умные головы, есть такие?
аккуратные руки, есть такие? острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное верные друзья природы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория – это место, где проводят опыты. Давайте пройдём в нашу лабораторию, наденем фартуки.
Слайд №2.
Дети проходят в лабораторию.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А он есть? Мы можем его потрогать? А если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: (ответы детей) невидимый.
Слайд №3.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Слайд №4.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём сейчас находится? Пакет какой?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий. Его можно сложить в несколько раз. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился, он похож на подушку.
Воспитатель: Чем наполнился пакет?
Дети: пакет наполнился воздухом.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь распустим пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его. А мне этот пакет что-то напомнил! Я видела ваши летние фотографии, многие из вас плавали, и использовали такой «спрятанный» воздух! Он вам помогал плавать и не тонуть на речке! Что же это я увидела?
Дети: Это был надувной круг, матрас, нарукавники, жилеты!
Слайд №5.
Воспитатель: Воздух легкий, поэтому матрац с воздухом и круг плавают.
Ребята, а давайте вместе разберё м предметы: какие будут плавать, а какие нет?
Слайд №6.
Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»
Дети опускают предметы в тазик с водой и делают вывод, что утонувшие предметы не имеют внутри воздуха, а плавающие предметы на воде имеют воздух внутри.
Дети раскладывают предметы на 2 подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода,то этот предмет может утонуть.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Дети: ответы детей….
Воспитатель: Давайте проверим!
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Слайд №7.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Правильно мыльные.
Слайд №8.
Воспитатель читает стихотворение «Мыльные пузыри».
От зари и до зари мы пускаем пузыри:
Мыльные, воздушные, ветерку послушные.
Всё летят они, летят, улетают от ребят –
Яркие, игристые, словно золотистые.
Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!
Ребята. а сейчас физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. Машут руками на лицо.
Качаются из стороны в сторону.
Приседая, машут руками вверх- вниз. Тянутся вверх.
Слайд 9. Мыльные пузыри.
Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльные шарики наполняются воздухом и летят.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос или рот.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Слайд №10.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Хотите устроить ветер?
У вас в лаборатории лежат волшебные палочки. Возьмите их в руки и подуйте на них.
(дуть можно сильно и слабо). Как красиво дует ветер.
Слайд 11.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
Слайд №12.
Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?
Давайте сейчас мы с вами посмотрим на экран телевизора и поиграем в игру «Хорошо - плохо». Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать. Внимание на экран.
Слайд №13.
1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется.
Слайд №14.
2. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди.
Слайд №15.
3. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья.
Слайд №16.
4. Воздух помогает летать самолётам, птицам, воздушным шарам.
Вывод:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе?
Дети:
1. Воздух невидимый.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей.
4. Без воздуха ничто живое не может жить.
5. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы узнали сегодня, что такое воздух. Это настоящее открытие для нас. Перед нашим необычным путешествием я надула воздухом шарик и хочу подарить его вам в память о знакомстве с воздухом. Нам уже пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Усложнение:
Слайд №6.
Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»
Дети опускают предметы в тазик с водой и делают вывод, что утонувшие предметы не имеют внутри воздуха, а плавающие предметы на воде имеют воздух внутри.
Дети раскладывают предметы на 2 подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода,то этот предмет может утонуть.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Дети: ответы детей….
Воспитатель: Давайте проверим!
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: «занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
2. https://nsportal.ru.
https://chertikovceva-ppds22.edumsko.ru/folders/category/416080