Лучший педагог года

Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе

Ольга Кочка
Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Воспитатель: Кочка Ольга Григорьевна

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Удивительные свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах; (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; невидимый, имеет вес; легче воды; есть в почве; бывает чистым и грязным); о способах обнаружения.

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир; видеть удивительное в окружающем мире.

2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование: шарики для надувания; полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; стаканы с водой; пластмассовые стаканы; трубочки; салфетки; веера; горячая вода в термосе; пустая стеклянная бутылка; 2 таза с водой; воздушные шарики на каждого ребенка; аквариум с водой, весы, прямоугольники из цветного картона, шприцы без иголок, почва, наглядности воздуха и схемы свойств воздуха; звукозапись ветра, емкости для холодной и горячей воды. Презентация опытов, леса и объектов, загрязняющих воздух.

Ход занятия

1. Орг. момент: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

2. Введение в тему

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый но все же

Без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда

Мы им дышим без труда

Он без запаха, без цвета

Отгадайте что же это? (воздух)

3. Беседа о воздухе.

- Ребята, а что такое воздух? (Это то, чем мы с вами дышим)

- Зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать. Воздух необходим. Без воздуха мы не можем жить)

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, животные; деревья; цветы)

- А как можно назвать все это одним словом? (Живая природа)

- Воздух имеет удивительные свойства. Чтобы узнать свойства воздуха мы отправимся в лабораторию. Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория – это место где работают ученые, исследователи, они проводят опыты).

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Но прежде чем отправиться в лабораторию мы должны одеть специальную одежду для исследователей.

Свойства воздуха, мы будем обозначать схемами, и вешать их на доску.

- Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

• внимательно слушать старшего исследователя

• точно выполнять указания

• аккуратно работать с оборудованием

• в конце опытов делать выводы.

Закройте глаза. Звучит музыка перемещения.

- Проходим в лабораторию.

4. Работа в лаборатории

- Дети встают в круг около доски! Посмотрите, какая у нас лаборатория!

Опыт № 1 (воздух - невидимый)

- Давайте, посмотрим вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет)

- Значит он какой – невидимый.

Опыт № 2 (с пакетами)

- Если воздух невидимый, может быть он где-то прячется? Давайте его поймаем! Возьмите полиэтиленовые пакетики. Посмотрите какой пакет? (прозрачный, прямоугольной формы, пустой). Пакет можно сложить в несколько раз. Пакет пустой. - Раскройте пакет и покружитесь с пакетом вокруг себя. Закройте пакет.

- Что в пакете? (Воздух). Воздух занял все место в пакете.

Что произошло с пакетом? (Он надулся) Пакет изменил форму,

- На что похож пакет?

- Где мы взяли воздух? (Вокруг себя)

- Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Что изменилось? (Он опять стал пустым, прозрачным). Какое свойство мы определили : воздух есть вокруг нас. (Вывешивается схема (Воздух есть вокруг нас)

- Повторим воздух есть вокруг нас.

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – невидимый. Воздух есть вокруг нас. (Дети повторяют 1-2- человека, потом хором)

Опыт № 3.

Как вы думаете, что легче: воздух или вода?

- Я подскажу вам, как можно это проверить, - Лаборанты, мне нужна ваша помощь. Давайте проделаем этот опыт в нашей лаборатории.

- Как вы думаете, воздух занимает всё пространство, даже самое маленькое? Попробуем с вами доказать это. Сделаем опыт.

- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большую чашку с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.

- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Опыт: (воздух легче воды)

- Давайте возьмем шарики и попробуем опустить их в воду и посмотрим утонут ли у нас с шарики.

- Утонули шарики? (Почему)

Вывод: воздух легче воды. (Вывешивается схема) Повторяется свойство с детьми.

Опыт №4 (С веером)

- Вы видите в шариках воздух? (Нет он невидимый)

- Можно почувствовать воздух? Как? (Подуть на ладошки, помахать веером). Когда воздух движется что это? (Ветер)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, умеренный, холодный, теплый).

Можно ли создать ветер дома, саду? (с помощью вентилятора, кондиционера, фена, веера.)

- Возьмите веера. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали (Ветер)

- Что такое ветер? (Ветер – движение воздуха)

Вывод: Воздух невидим, он легче воды, мы его чувствуем.

- Какой схемой мы это свойство обозначим! (Ребенок выбирает (Зачеркнутый глаз)

Опыт № 5 (Воздух - бесцветный)

- Мы определили 1-ое свойство воздуха – что он невидимый! Имеет ли воздух цвет? Посмотрите вокруг себя! Все предметы мы видим в группе хорошо? Давайте возьмем лист бумаги и посмотрим через него. Мы что-нибудь видим? (Нет). Какой воздух? (прозрачный)

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух бесцветный, прозрачный. (Вывешивается схема) (Повторяет 1-2- ребенка, потом все хором)

Опыт № 6 (Воздух - безвкусный)

- Так как воздух есть вокруг нас, может у него есть какой – то вкус? Откройте рот и закройте рот. Какой воздух? (Безвкусный)

- Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – безвкусный.

Вывод: у воздуха нет вкуса. Воздух – безвкусный (Повторим – хором.)

Опыт№ 7: (Запаха не имеет).

Понюхайте. Чем пахнет? (Ничем). Закройте пожалуйста глаза. Подношу и предлагаю понюхать апельсин, чеснок, лимон. А одному ребенку ничего не подношу. Дети должны сказать, какой запах они почувствовали.

Свойство воздуха : У воздуха нет запаха. Он переносит его. Пахнут предметы.

Опыт № 8 воздуха нет формы)

- Какие свойства воздуха мы определили?

- Мы определили, что у воздух не имеет вкуса, цвета, а форма интересно у него есть?

- Давайте определим. Возьмите полоски цветного картона – какой они формы? (прямоугольной). Положите полосочки. А сейчас возьмите в руки воздух. Получилось? (Нет) У воздуха есть форма? (Нет). Какое свойство мы определили?

Вывод: свойство воздуха – у воздуха нет формы. (Выбирают соответствующую схему) Повторяют дети 1-2-человека.

Физминутка:

Раз – руки вверх махнули

И притом вздохнули.

Два, три – нагнулись, пол достали,

А четыре – прямо встали!

И сначала повторяем:

Воздух сильно мы вдыхаем!

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы ручки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем, как мячики,

Девочки и мальчики!

Опыт № 9. Воздух имеет вес.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу.

Опыт № 10. Сжимаемость и упругость.

Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг.

Опыт № 11 Воздух необходим людям, животным и растениям. (Воздух есть внутри нас) (Подуть в соломинку)

- Посмотрите, что у меня в руках? (Шарик)

- А что у него внутри? (Воздух)

Внутри шарика есть воздух, а интересно есть ли воздух внутри нас. Давайте это проверим.

- Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдет.

- Что происходит с водой? (Выходят пузырьки) Какие это пузырьки? (воздушные) Пузырьки – это выдыхаемый нами воздух.

Вывод: Какое свойство мы определили? Воздух – есть внутри нас.

Опыт № 12 (теплый воздух поднимается вверх) проводит воспитатель

- Ребята посмотрите чем украшена наша лаборатория. А этот шарик какой – то грустный? Что с ним надо сделать? (Надуть) Давайте его надуем.

Подойдем к моему столу. Смотрите. В 1-ой емкости у меня холодная вода, в другой горячая. Возьму стеклянную бутылку и на нее оденем воздушный шарик (опускаем в холодную воду – надувается? А теперь в горячую – надулся)

- Почему он надулся?

- Воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается.

- Какой воздух в бутылке? (Теплый)

- При помощи теплого воздуха мы надули шарик. Куда поднимается теплый воздух? (Верх)

Какое свойство мы определили? теплый воздух поднимается вверх. (Вывешивается схема и повторяется детьми)

Опыт №13 В почве есть воздух.

: Ребята, как вы думаете, а в почве воздух есть? Какие жильцы обитают в земле? (Кроты, черви). Давайте узнаем с помощью опыта.

Дети бросают землю в воду. Пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод: В почве есть воздух.

Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным). Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Давайте пройдем присядем на стульчики (обратить внимание на посадку детей).

Посмотрите внимательно на экран. (Презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет объектов которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода).

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, горящим лесом, мусорной свалкой).

Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Воздух бывает чистым и грязным.

Ребята, какие правила вы бы придумали, чтобы воздух всегда был чистый? (Ответы детей).

Итог:

Что сегодня исследовали? Повторим свойства воздуха.

1. Воздух невидим.

2. Воздух прозрачный, бесцветный.

3. Воздух не имеет вкуса.

4. Воздух не имеет запаха.

5. У воздуха нет формы.

6. Воздух имеет вес.

7. Имеет сжимаемость и упругость.

8. Воздух необходим людям, животным и растениям. Воздух есть внутри нас.

9. Теплый воздух поднимается вверх.

10. воздух легче воды.

11. В почве есть воздух.

12. Воздух бывает чистым и грязным.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь». Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство? С воздухом можно поиграть. Давайте устроим с вами дискотеку «Мыльных пузырей»! Дети играют с мыльными пузырями. (Звучит музыка).

(Читает стихотворение)

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без воздуха мы жить не можем.

- А сейчас нам пора на прогулку дышать свежим воздухом.

Конспект

зкспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Воспитатель МБДОУ Д/С №25

Кочка Ольга Григорьевна

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Дать представления о многообразных свойствах воздуха и его значении в жизни живой природы. Задачи: Образовательные: Формировать целостное.

Конспект организованно-образовательной деятельности «Удивительные свойства воздуха» Конспект организованно- образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. «Удивительные свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Область: Познание. Интеграция областей: «Коммуникация»,.

«Удивительные свойства воздуха». Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Цели: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух, свойства воздуха» Тема :Воздух, свойства воздуха Цели и задачи: Расширять знания детей о воздухе. Закрепить представление о расширении тел при нагревании.

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: 1. Систематизировать.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Подготовила: Серебрякова И. Ю.

Конспект по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Конспект по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №27 «Детский сад комбинированного вида» Удивительные свойства воздуха.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Способствовать расширению знаний детей.

Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Способствовать расширению знаний детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 16:55
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кочка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД