Эльвира Петракова
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух, свойства воздуха»
Цель:
Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе „Воздух, свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Материал: набор букв, шкатулка, мягкая игрушка – Мишка, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, фольга, дудочка, бутылка, свистулька, трубочки для коктейля, стаканы с водой, карточки-символы, перо, зелёные и красные кружочки.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл Мишка. Он принёс вам новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Мишка хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? Посмотрите!
- Что там? (пусто, нет ничего)
- Я с вами не согласна, она не пустая, в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово. Я буду называть слово, а вы должны назвать определённый звук.
Вода – назовите 1 звук.
Солнце – назовите 2 звук.
Пазлы – назовите 3 звук.
Ведро – назовите 3 звук.
Труд – назовите гласный звук.
Хоровод – назовите 1 звук.
- Какое слово получилось?
- О чём мы сегодня будем говорить? (о воздухе)
Как его можно обнаружить и какими свойствами он обладает.
- Для чего нам нужен воздух? (дышать)
- Давайте убедимся. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?
- Человек может жить без еды 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – не больше 5 минут.
- Кому ещё нужен воздух? (животным, растениям – всем живым существам)
- Давайте приступим к исследованиям, пройдите к столам.
- Посмотрите на доску, нам предложена модель (глаз).
- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Можем ли мы увидеть воздух)
1. Посмотрите вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Нет)
- А я предлагаю вам поймать воздух.
- Поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки.
- Что внутри? Вы что-нибудь видите? (Нет)
- Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему не видим ничего? (В пакете воздух, но он невидимый, бесцветный)
- А теперь откройте пакеты, что произошло? Почему пакет перестал быть упругим? (воздух вышел)
- Какой вывод можем сделать? (Воздух есть, но он не видим)
Зачёркиваем глаз.
- Ребята, у каждого из вас на столах есть листочки.
- Вы с помощью рисунка изобразите первую модель, опыт. Как мы делали опыт, ответили на первый вопрос модели.
- Посмотрите на следующую модель. (УХО)
- На какой вопрос будем искать ответ? (Можно ли услышать воздух)
- Давайте проверим.
2. – Возьмите в руки резиновые игрушки. Нажмите, вы слышите воздух?
- А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (Звука не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки)
- Возьмите фольгу, поднесите ко рту и подуйте. Слышите звук? (Воздух дрожал и получился звук)
- Подуйте, в дудочки, бутылку, свистульку. Воздух выходит и у каждого предмета получается звук.
- Где мы можем ещё услышать воздух? (насос, пылесос, ветер)
- Какой можем сделать вывод? (Воздух можем услышать. Звук, который мы слышим – это движение воздуха)
Изобразить 2 модель на листочках с помощью рисунков.
3. Физминутка.
- Продолжим исследование.
- Я налью в банку воды и закрою крышкой. Вся ли банка наполнена водой? (Нет)
- А где находится слой воды? (в нижней половине банки)
- А где слой воздуха? (в верхней половине банки)
-А теперь я переверну банку, что получилось? (Вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили)
- Что это значит? (Воздух лёгкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды)
- Убедимся ещё раз. На столе у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку?
- Что происходит? Что вы видите? (Выходят пузырьки. Это частички воздуха поднимаются на поверхность воды)
- Приведём пример из жизни. Вы не умеете плавать, поехали в бассейн, что вы возьмёте с собой? (Спасательный жилет, нарукавники)
- Для чего они нужны? (Чтоб не утонуть)
- А что находится внутри них? (Воздух, который поддерживает нас на поверхности воды)
- Какой вывод можем сделать? (Воздух легче воды)
- Изобразите 3 модель на листочках с помощью рисунка.
- А теперь, ребята, вспомним всё, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один – красный, другой – зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки. Если согласны – зелёный, если нет – красный.
Будьте внимательны.
1. Воздух окружает нас со всех сторон. Да – зелёный.
2. Воздухом дышат все живые существа. Да – зелёный.
3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да – зелёный.
4. Человек может жить без воздуха. Нет – красный.
5. Воздух тяжелее воды. Нет – красный.