Папки-передвижки

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования

Галина Синютина
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

(Л. С. Выготский)

Подготовка ребенка к школе традиционно была и остается одной из важнейших функций детского сада, однако подходы к работе по подготовке детей к школьному обучению, ее специфика, содержание и формы организации переосмысляются в соответствии с новыми условиями и нормативными документами.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования» размещена в разделах

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Психологический аспект преемственности

- учет возрастных особенностей;

- адаптация переходных периодов;

- снятие психологических трудностей;

- совершенствование форм организации образовательного процесса и методов обучения в детском саду и школе;

- поощрение инициативности учащихся и активности дошкольника.

ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей детей и организации, реализующей программу. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В качестве предпосылок учебной деятельности и нормальной адаптации к школе выделяются следующие:

- наличие познавательных и социальных мотивов учения;

- умение ребенка фантазировать и воображать;

- умение ребенка работать по образцу;

- умение ребенка работать по правилу;

- умение ребенка обобщать;

- умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;

- умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные показатели психического развития ребенка являются основными параметрами готовности, на которые опирается начальное обучение в школе.

В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей: дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Кроме этого наблюдается:

- двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость;

- неустойчивость внимания;

- неустойчивая работоспособность;

- низкой уровень запоминания;

- мышечная дистония, общая моторная неловкость;

- недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности;

- недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук;

- неготовность принять предлагаемую задачу.

Психологическая готовность к школе это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности присущей дошкольному возрасту - то есть в игре.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.

Приемы и методы психокоррекционной работы

В условиях логопедической группы необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно – педагогической.

Приемы психологической коррекции:

приемы игровой психокоррекции. Данные приемы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм;

приемы арттерапии и музыкотерапии, которые основаны на переживании и смене психологических состояний в процессе рисования и лепки;

- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;

- развитие внимания, чувственного опыта.

В период подготовки детей с ОНР к школе создаются коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной сферы. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. С этой целью использую цикл занятий «Мои эмоции», ребята учатся распознавать эмоциональные состояния окружающих посредством игровых заданий и изобразительной деятельности.

Для оптимизации общения ребенка в группе сверстников научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через :

знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями; формирование навыка распознавания эмоций;

обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;

игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …»).

Ребенку с общим недоразвитием речи необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу.

Для развития коммуникативной сферы на занятиях создаются специальные условия (раздаточный, демонстрационный материал, музыкальное сопровождении и т. д., где происходит включение детей в коммуникативные ситуации, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения.

Для усвоения и закрепления дошкольниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы : инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.

У данной категории детей реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально - психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Достаточно низкие показатели дети с ОНР имеют по таким критерия как умение договариваться, взаимопомощь и отношение к результату совместной деятельности. Это говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе.

Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам даются рекомендации по использованию игр, помогающих поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

1 группа игр : сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр : игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр : с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».

Проводя эти игры, нужно поручать «непринятым» и «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Необходимо проводить большую работу с семьями воспитанников.

В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Цель психологического сопровождения родителей воспитанников – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Задачи психологического сопровождения родителей:

- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.

- Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.

- Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.

Задачи решаются посредством родительских собраний, информационных стендов «Мы вам советуем», «Возрастные особенности детей 6-8 лет», «Игры на развитие мелкой моторики» и т. д.

В нашем учреждении функционирует клуб «Будущий первоклассник», клуб «Молодая семья», консультативный пункт по оказания помощи семьям воспитанников. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-логопеда, психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством освоения ими предметной деятельности 1. Введение Каждый человек, появившись на свет, уже готов к восприятию мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования» Дошкольный возраст является самым благоприятным.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников Содержание: 1. Актуальность проблемы на современном этапе. 2. Теоретическое обоснование темы. 2.1 Исследования известных педагогов и психологов.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Формирование предпосылок УУД через проектную деятельностьФормирование предпосылок УУД через проектную деятельность Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию моё выступление на районной педагогической конференции " Качественное образование.

Формирование у дошкольников предпосылок УУД .

Методика исследования сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятии В последние годы в Российской Федерации идет активное осуществление процесса модернизации системы образования, согласно которому были разработаны.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы на тему «Игрушки» Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы Образовательные области: «Коммуникация».

План тематического контроля «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью лэпбуков» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью внедрения дидактического.

Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» Презентация Тема: «Формирование графо-моторных навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования
Опубликовано: 20 мая 2018 в 16:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Галина Синютина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД