Галина Синютина
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.
(Л. С. Выготский)
Подготовка ребенка к школе традиционно была и остается одной из важнейших функций детского сада, однако подходы к работе по подготовке детей к школьному обучению, ее специфика, содержание и формы организации переосмысляются в соответствии с новыми условиями и нормативными документами.
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования» размещена в разделах
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Психологический аспект преемственности
- учет возрастных особенностей;
- адаптация переходных периодов;
- снятие психологических трудностей;
- совершенствование форм организации образовательного процесса и методов обучения в детском саду и школе;
- поощрение инициативности учащихся и активности дошкольника.
ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей детей и организации, реализующей программу. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В качестве предпосылок учебной деятельности и нормальной адаптации к школе выделяются следующие:
- наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- умение ребенка фантазировать и воображать;
- умение ребенка работать по образцу;
- умение ребенка работать по правилу;
- умение ребенка обобщать;
- умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;
- умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.
Вышеперечисленные показатели психического развития ребенка являются основными параметрами готовности, на которые опирается начальное обучение в школе.
В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.
Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей: дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Кроме этого наблюдается:
- двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- неустойчивая работоспособность;
- низкой уровень запоминания;
- мышечная дистония, общая моторная неловкость;
- недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности;
- недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук;
- неготовность принять предлагаемую задачу.
Психологическая готовность к школе это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности присущей дошкольному возрасту - то есть в игре.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.
Приемы и методы психокоррекционной работы
В условиях логопедической группы необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно – педагогической.
Приемы психологической коррекции:
приемы игровой психокоррекции. Данные приемы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм;
приемы арттерапии и музыкотерапии, которые основаны на переживании и смене психологических состояний в процессе рисования и лепки;
- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
- развитие внимания, чувственного опыта.
В период подготовки детей с ОНР к школе создаются коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной сферы. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. С этой целью использую цикл занятий «Мои эмоции», ребята учатся распознавать эмоциональные состояния окружающих посредством игровых заданий и изобразительной деятельности.
Для оптимизации общения ребенка в группе сверстников научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.
Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через :
знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями; формирование навыка распознавания эмоций;
обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;
игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …»).
Ребенку с общим недоразвитием речи необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу.
Для развития коммуникативной сферы на занятиях создаются специальные условия (раздаточный, демонстрационный материал, музыкальное сопровождении и т. д., где происходит включение детей в коммуникативные ситуации, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения.
Для усвоения и закрепления дошкольниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы : инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.
У данной категории детей реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально - психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Достаточно низкие показатели дети с ОНР имеют по таким критерия как умение договариваться, взаимопомощь и отношение к результату совместной деятельности. Это говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе.
Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам даются рекомендации по использованию игр, помогающих поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.
1 группа игр : сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;
2 группа игр : игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;
3 группа игр : с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».
Проводя эти игры, нужно поручать «непринятым» и «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.
Необходимо проводить большую работу с семьями воспитанников.
В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
Цель психологического сопровождения родителей воспитанников – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.
Задачи психологического сопровождения родителей:
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.
- Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.
- Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.
Задачи решаются посредством родительских собраний, информационных стендов «Мы вам советуем», «Возрастные особенности детей 6-8 лет», «Игры на развитие мелкой моторики» и т. д.
В нашем учреждении функционирует клуб «Будущий первоклассник», клуб «Молодая семья», консультативный пункт по оказания помощи семьям воспитанников. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.
Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-логопеда, психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.