Галина Проскурякова
Технологическая карта организованной учебной деятельности «Коммуникации» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа : старшая группа
Образовательные области: «Коммуникация»
Разделы: Основы грамоты и письма
Тема: Одинаковые звуки в словах. Звуковой анализ слова «Дым» Рисование квадратиков по клеточкам.
Цель: Научить детей проводить ЗАС- «Дым», а также рисовать квадратики по клеточкам.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта организованной учебной деятельности „Коммуникации“ в старшей группе» размещена в разделах
ОЗ: Дать представление о ЗАС- «Дым». Упражнять в образовании множественного числа существительных, оканчивающихся на Ы.
РЗ: Упражнять в умении рисовать квадратики по клеточкам. 2. Развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику, воображение.
ВЗ:Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Материал и оборудование: карта –схема «дым», фишки, картинки : мишка, мышка.
Словарная работа: ЗАС- звуковой анализ слова.
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-
побудительный -Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня я вас встречаю с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что – нибудь хорошее и приятное для всех!
Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями:
Желаю счастья и добра
Детям с самого утра!
Воспитатель выставляет на доску фишки красного, синего, зеленого цвета и говорит: Дети повторяют движения и слова.
Организационно-
поисковый -К нам в гости пришли звуковые фишки.
Они забыли, почему они разного цвета. Давайте поможем им разобраться.
Вспомним правила и поиграем в игру:
«Я начну, а вы попробуете закончить».
Хорошо.
-Все слова состоят из…. звуков.
Звуки мы слышим и …произносим
А буквы мы…видим и пишем.
Если в слове много звуков - слово длинное, если в слове мало звуков- то слово короткое.
Звуки бывают гласные и согласные.
-Какие звуки называют гласными?
-Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
-Красной фишкой.
-Какие звуки называют согласными?
-Какими фишками мы обозначаем.
-Ребята, сегодня мы поиграем с одинаковыми звуками, один и тот же звук может в разных местах слова:
в начале слова,
в середине,
последний в слове.
Воспитатель вешает или ставит на полочку доски картинки, на которых нарисованы автобус, платье, книга.
-Ребята, посмотрите на карточки и скажите, что изображено на карточках.
Послушайте, как я произнесу эти слова, какой звук я выделю голосом.
-Правильно — звук а.
Этот звук прячется в разных местах слова: в начале слова, в середине, последний.
А поможет нам звук найти в слове - ёжик, который бежит по дорожке и останавливается, когда слышит звук.
У меня на доске дорожка, разделённая на три части,
(средняя длиннее первой и последней,
первая часть дороги это начало слова, вторая часть- это середина слова,
а третья часть дороги – это конец слова, мы с ежиком будем определять, где прячется звук в слове.
— Одно слово начинается со звука а,
в другом звук а находится в середине,
а третье слово заканчивается этим звуком.
У меня следующие картинки на доске.
Слова -картинки : ананас, замок, лиса.
Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, то ежик остановится в первой части дороги это начало слова.
Если звук слышится в середине слова, то ежик остановится на второй части- это середина слова,
Если звук — в конце слова, ежик остановится в конце дороги.
-Молодцы!
Наши звуковые фишки улыбаются, они хотят с вами поиграть в игру.
Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова.
Он любит прятаться среди других звуков.
Попробуйте его отыскать.
Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.
Догадались, какой это звук?
Нет?
Тогда, еще одно задание — подсказка…
Что на карточке лишнее? Почему?
Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.
Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.
Произнесите звук и дайте характеристику…
Звук [ы] — гласный.
Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете…
1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов.
Давайте поищем слова с этим звуком….
И г р а «Кто больше?»
Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы] : сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
А теперь поиграем в игру «Один и много». Я говорю кукла одна а когда много то -куклы.
Игра «Один – много»
Кукла – (куклы,
гриб – (грибы, машина –,
лимон –,
шкаф –,
стол –,
шар –,
тыква –,
кот –,
зонт – ,
ягода —,
дуб –,
зуб –,
банан – ….,
лев – ,
пол –,
сыр – ….
-Сегодня мы будем учиться проводить звуковой анализ слова. Это разбор слова на звуки и обозначение этих звуков фишкой. Запомните: чтобы определить звук в слове, его надо выделить голосом громче, назвать его и обозначить соответствующей фишкой.
Физкультминутка
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед тобой,
Руки за спину мы спрячем,
И на двух ногах поскачем.
2. ЗАС-«дым»(вывешивает схему).
-Посмотрите, что нарисовано на картинке?
Правильно, дым. Мы будем разбирать слово «дым».
-В слове «дым» три звука.
-Ребята, давайте прочитаем слово.
(воспитатель и дети читают слово, ведя указкой под клеточками.)
-Я произнесу слово «дым» и выделю голосом первый звук.
-дддддым.
-Какой первый звук в слове?
-Скажите, какая клеточка обозначает звук «д»?
-А как вы думаете, это большой или маленький «братец»?
-Какой фишкой обозначим твердый согласный звук «д»?
-Положите на первую клетку синюю фишку.
-Послушайте и назовите в слове «дым» второй звук – его я выделю голосом- «дыыыым».
-Какой второй звук в слове «дым»?
-Это гласный или согласный?
-Какой фишкой его обозначим?
-Положите красную фишку на вторую клетку.
-Остался еще один звук, послушайте и назовите его.
Я произнесу его и выделю голосом –«Дыммм».
-Назовите этот звук.
-Это звук гласный или согласный?
-Твердый или мягкий звук?
Правильно, твердый согласный.
-Какую фишку надо положить на клетку?
-Все клетки заполнили?
-Сколько всего звуков в слове «дым»?
Пальчиковая гимнастика:
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
И по баночкам кладем.
Работа в тетради:
- Правильный захват карандаша, его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
-Рассмотрите образец, данный в тетради и продолжите его самостоятельно.
-пишем квадратики по клеточкам.
одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1, одну клеточку влево (1). Получился квадратик.
Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.
Проявляют интерес и радость.
Повторяют правила.
Красной фишкой.
Если звук можно петь или долго тянуть и он не встречает преграды.
Если звук нельзя тянуть или петь, и он встречает преграды.
Твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки.
Твердые и мягкие.
Выполняют движения по сигналу воспитателя.
Рефлексивно-
корригирующий -Какие звуки называют согласными?
Какие бывают согласные звуки?
-Звуковой анализ, какого слова мы провели?
-Для чего нужны фишки?
-Что обозначают клетки?
-Что такое ЗАС?
Слова «дым».
Для обозначения звуков.
Количество звуков в слове.
Звуковой анализ слова.