Курашкина Анастасия Валерьевна
Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение особенностей воды, расширение представлений о воде, её свойствах
(опыт с водой).
Задачи: расширить знания детей о свойствах воды (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, цвета, вода растворитель, вода текучая); продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе; формировать познавательный интерес детей через экспериментальную деятельность, умение сравнивать и анализировать; развивать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, воображение, мышление; обогащать активный словарь (бесцветная, прозрачная, безвкусная, круговорот воды в природе); воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
Оборудование: для детей: одноразовые стаканчики с водой, гуашь, кисточка, одноразовые тарелки белого цвета, разноцветные конфетки драже, стакан воды с воздушным «облаком» (пена для бритья, бабочки из бумаги.
Для воспитателя: сосуды разной формы, магнитофон, аудиозапись «Журчание воды», ментальные карты «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», стакан воды с воздушным «облаком» (пена для бритья, бабочка из бумаги, атрибуты для оформления болота, игрушка-лягушка.
Предварительная работа: разгадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением
воды в природе (различные состояния воды, «Круговорот воды в природе», беседы о воде.
Методические приемы: вопросы к детям, эксперимент с водой, практическая деятельность детей.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся. (Здравствуйте).
Воспитатель обращает внимание детей на болото.
Как вы думаете, кто живет в этом болоте? (Лягушка).
Дети находят ее и берут в руки.
Ребята, а вы помните из какой сказки эта лягушка? (Лягушка-путешественница).
Что же с ней произошло? (Ответы детей).
Всю зиму прожила лягушка в этом болоте и вот
настала … .
А какое время года настало, ребята? (Весна).
Ребята, лягушка почему-то грустная, давайте спросим, что же случилось?
Дети интересуются, почему лягушка грустная.
Лягушка: Пришла весна, я проснулась и стала наблюдать за происходящим вокруг. Сижу на старой коряге и наслаждаюсь теплым весенним дождем.
Потом дождь закончился, и мне стало грустно.
Ребята, куда же он делся? (Ответы детей).
Почему он, то идет, то заканчивается? Ведь я так люблю дождливую погоду. Почему вода где-то чистая, а где-то грязная?
Воспитатель: Ребята, сможем помочь лягушке-путешественнице ответить на эти вопросы? (Да).
Как мы ей поможем? (Ответы детей). Лягушка, мы тебя приглашаем провести с нами опыты и тогда получим ответы на все твои вопросы.
Звучит аудиозапись журчания воды. Детям загадывается загадка о воде.
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать. (Вода).
Правильно вода. Вода может быть разной, может делать разные превращения.
Волшебница вода приглашает нас в лабораторию. Вы готовы отправиться в лабораторию? (Ответы детей).
В лаборатории существуют правила поведения.
Я думаю, вы их все прекрасно знаете и поэтому, давайте с вами расскажем о них лягушке.
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
Лягушка находится всегда вместе с детьми при проведении опытов.
1. Опыт за столом №1.
Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и расскажем лягушке о свойствах воды, которые вы знаете.
Чистая вода, ребята, какая? Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Ответы детей).
Чистая вода ничем не пахнет. Вода без запаха.
Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (Ответы детей).
Какая она на вкус? (Ответы детей). Давайте попробуем водичку. У чистой воды нет никакого вкуса,
она безвкусная.
Ребята, воду можно налить во что-нибудь? А вылить? Перелить из одного сосуда в другой? Давайте
проверим. Воспитатель использует сосуды разной формы и напоминает, что сосуд – это посуда для
жидких и сыпучих веществ.
Вывод: Что мы видим? Вода не имеет форму. Она будет принимать различную форму в зависимости от сосуда.
2. Опыт за столом №1.
Ребята, возьмем стакан с водой и опустим в него ложку. Видна ли ложка? Вода имеет цвет? (Ответы
детей). Посмотрите на свои стаканы. Какая в них вода? (Прозрачная, бесцветная).
Воспитатель: Я вижу, что вы все очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас будет самое
интересное. Вы узнаете о новых свойствах воды, ведь не зря ее называют «волшебницей». Оказывается, вода не только без вкуса, без запаха, без цвета и без формы ведь с этими свойствами мы уже знакомы, она еще может растворять в себе некоторые вещества и окрашиваться в разные цвета. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
3. Опыт за столом №1 «Радуга из конфет».
У каждого из вас есть тарелочка и разноцветные конфетки драже. Работать будем парами. Предлагаю разложить конфетки драже по краям тарелки и в центр аккуратно наливать воду из стаканчиков.
Наберемся немного терпения и, что же мы видим? Начинается настоящее чудо. Вода растворяет наши
конфетки драже и мы видим, как они окрашивают воду в разные цвета и получается настоящая радуга.
Что произошло с водой? (Ответы детей).
Значит, вода может менять цвет (окрашиваться) и растворять некоторые вещества.
Что мы сейчас узнали с вами?
Вывод: Вода прозрачная, но может окрашиваться и растворять некоторые вещества.
Воспитатель: Лягушка, ты теперь поняла, почему вода может быть чистой и грязной? (Да).
Лягушка предлагает детям поиграть.
Гимнастика для глаз «Бабочки».
Жила-была на свете лягушка-путешественница.
Сидела на болоте, ловила комаров, мошек, да за бабочками наблюдала.
Воспитатель: Дети, давайте постараемся не спугнуть бабочек. Бабочка полетела вправо медленно,
следим за нею глазами, влево, вверх, вниз, вдаль и подлетела к носу, села и заснула.
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Воспитатель: Все отдохнули? А теперь продолжим узнавать свойства воды?
4. «Круговорот воды в природе» (описание по мнемотаблице).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем лягушке, почему дождь то идет, то заканчивается. Как это
происходит? (Ответы детей).
Вода может быть жидкой, но она может превратиться в пар. Когда вода превращается в пар? (Ответы детей). Совершенно верно, вода при нагревании превращается в пар.
А как из пара она опять превращается в капельку? (Ответы детей). Правильно, когда пар соприкасается с холодным предметом, то вновь превращается в воду.
А давайте по этой таблице расскажем, как же происходит круговорот воды в природе.
Солнце нагревает воду в реках, в морях и вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки воды поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
5. Опыт за столом №2. Опыт «Дождик в банке».
Воспитатель: Дети, чем отличается облако от тучи? (Облако белое, туча серая).
Почему туча серая? (Из-за того, что в ней много воды).
Предлагаю понаблюдать за тучкой в банке.
Предлагаю окрасить воду (краска на столе).
В стакан с пышным «облаком» вливайте потихоньку окрашенную воду, пока не начнется «дождь».
Почему капли окрашенной воды просачиваются
сквозь облако-тучу и начинают падать на дно банки? Что же мы с вами наблюдаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Постепенно белое воздушное «облако» тяжелеет, и мы с вами видим, как начинается
дождь.
Вывод: Капельки воды накапливаются в облаке.
Облако превращается в тучу. Она становится тяжелая и капельки воды начинают падать на землю –так появляется дождь.
Воспитатель: Лягушка, теперь ты поняла, как зарождаются тучи и начинается дождь?
Лягушка: Да, ребята, теперь я поняла, почему идет дождь.
Какие волшебные свойства воды мы узнали?
(Ответы детей).
Мы с вами выяснили, что вода может менять свой цвет (окрашиваться, растворять некоторые вещества (конфетки).
Может при нагревании превратиться в пар, а соприкасаясь с холодным воздухом вновь превращается в капельку.
Понравилось вам заниматься в лаборатории?
(Ответы детей).
Какие опыты вам больше понравились? (Ответы детей).
А какие еще бы вы хотели провести опыты? (Ответы детей).
Лягушка: Дети, какие вы умные и наблюдательные. Я тоже люблю наблюдать за окружающей природой и фотографировать то, что мне нравится. Для вас я приготовила яркие замечательные фотографии.
Лягушка достает их из болота и дарит детям. Но воспитатель замечает, что цвет сошел с фотографий.
Воспитатель: Ребята, что же случилось с фотографиями? (Ответы детей).
Лягушка: Ой, ребята, вода размыла краску с фотографий и они стали бесцветными. Что же делать?
Воспитатель: Не беда, лягушка, не огорчайся.
Дети в группе раскрасят, и потом мы вместе организуем выставку рисунков «Природа».
Лягушка: Спасибо, вам, ребята! Я сегодня многое узнал. До свидания!
Дети прощаются с лягушкой.
Воспитатель: В следующий раз мы снова придём в
лабораторию и узнаем, какие секреты хранит волшебница вода. Воспитатель предлагает детям снять халаты и повесить на места. Ребята, пора нам возвращаться в группу. и самой большой коробки мемори-бокса
поместите дидактические материалы. В пяти конвертах разместите раскраски, рассказы и стихи, тезисы
для бесед, открытки, диски по теме мемори-бокса.
В первый конверт положите раскраски ко Дню Победы. Они позволят развивать и укреплять у детей навыки штрихования и раскрашивания, формировать художественный вкус, а также закрепят знания о символах праздника.
Во втором конверте разместите рассказы и стихи для дошкольников о Великой Отечественной войне.
Они помогут развивать и поддерживать интерес детей к чтению, формировать у них эмоциональный отклик к прочитанному, обогащать образную речь.
В третьем конверте держите тезисы или сборник бесед с детьми о Великой Отечественной войне. Беседы нужны, чтобы познакомить детей с событиями Великой Отечественной, подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, которые погибли за Родину. Стройте беседы так, чтобы приобщить дошкольников к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной. Беседы помогут закрепить представление о празднике День Победы.
В четвертый конверт положите старые и современные открытки ко Дню Победы. Они тоже станут наглядным примером, как народ помнит и чтит память победителей.
Пятый конверт оставьте для дисков с тематическим содержанием, например, с музыкой на тему Победы.
Внешняя призма снаружи. Снаружи украсьте мемори-бокс произведениями художников о Великой Отечественной войне. Например: картины «Товарищи» братьев Ткачевых, «Сестрица» Марата Самсонова, «Водружение Знамени Победы» Виктора Божко, «Эхо прошедшей войны» Василия Нестеренко, «После освобождения» Георгия Щеголя которые будут развивать у дошкольников восприятие живописи, вызывать эмоциональный отклик на героические интонации произведений.
Результаты использования мемори-бокса в совместной деятельности. Он помогает ребенку по своему
желанию усваивать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанное воспитателем пособие. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе