Нина Угроватова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Ты лети к нам, скворушка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи для детей подготовительной группы.
Итог занятия аппликация «Ты лети к нам,Скворушка»
Программное содержание:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи „Ты лети к нам, скворушка!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
Совершенствование умения выразительно читать стихи, передавая эмоции с помощью интонации, жестов и мимики. Формировать культуру речи, интерес к художественной литературе. Развивать умение видеть красоту весенних изменений родной природы посредством музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства. Развивать мышление, связную речь. Совершенствовать работу над словом и звуком.
Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций про весну, чтение стихотворений про весну, прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование:
Презентация к ООД, разрезные картинки, цветные кружочки для звукового анализа слова, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», фонограмма музыкального произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», картинки солнышко, тучка
Ход организованно-образовательной деятельности
Воспитатель:
Встанем в круг скорей,
Поздороваемся все быстрей.
Любим дружно мы играть,
Не ругаться, не кричать,
Улыбнёмся всем скорей,
И начнётся день светлей!
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо сложить разрезные картинки.
Игра «Сложи картинки»
Ребята, какое время года изображено на картинках?
Дети: На картинках изображена весна.
Воспитатель: Мы с вами наблюдаем, как наступает весна. Сразу ли зимняя погода с ее морозами, метелями сменяется теплой, солнечной погодой?
Дети:
Воспитатель: Назовите приметы весны.
Дети: Тает снег. С теплых краев возвращаются перелетные птицы. На деревьях распускаются листочки. На реках – ледоход. Оживают насекомые. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи и т. д.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель. Знаете ли вы стихотворения о весенних месяцах?
Чтение стихотворений о весенних месяцах
Продолжает год свой бег, вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьмя, значит кончилась зима.
Солнце ярче сотни фар, к нам весну приводит март.
Застучал дождями звонко,
Марту месяцу вдогонку.
Звук настроив под капель,
Месяц следующий апрель.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает май.
Воспитатель: Многие художники, поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали весеннюю природу в своих произведениях. Послушайте музыкальное произведение.
Прослушивание фонограммы А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
Воспитатель: Как вы думаете, передает ли эта музыка весеннее настроение? Что вы услышали?
Дети: Это произведение передает радостное ощущение прихода весны, как просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром.
Воспитатель: Как бы вы назвали это музыкальное произведение?
Дети:
Воспитатель: Это произведение написал композитор Антонио Вивальди. Называется она «Весна» из цикла «Времена года».
Если композитор рисует весеннюю картину с помощью нот, то художник пробуждение природы, ее красоту показывает с помощью кисти и красок.
Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Воспитатель: Перед вами знакомая вам репродукция картины: назовите ее автора и название.
Дети: Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
Воспитатель: Что изобразил в картине художник?
Дети: В своем произведении художник изобразил раннюю весну. Тает снег. талые воды стекают в пруд, вдали земля освобождается от снежного покрова. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка». Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо. За невысоким забором течет неспешная жизнь людей, из трубы идет дымок. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви.
Воспитатель: Что чувствуется в картине? Какое настроение она вызывает?
Дети: Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.
Воспитатель: Во всех произведениях: в музыкальных, в литературных, в произведениях изобразительного искусства - весна олицетворяет пробуждение природы, начало светлой жизни, вызывает только позитивные эмоции.
Воспитатель: На картине «Грачи прилетели» мы с вами увидели, как грачи заняты строительством гнезд. Грачи - это какие птицы?
Дети: перелетные.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Дети:
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц. Я вам буду называть перелетные и зимующие птицы, а вы должны их изобразить. (Соловей, грач, журавль, лебедь, сова, аист, скворец, утка, ласточка, дятел)
Динамическая пауза
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете, что верными гонцами весны являются скворцы. На Руси издавна считалось, что они приносят на крыльях весну. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Владимира Натановича Орлова «Ты лети к нам скворушка» и постараемся его выучить наизусть.
Чтение стихотворения воспитателем наизусть
Воспитатель: Про кого говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о скворце.
Воспитатель: Как автор ласково называет птицу?
Дети: Скворушка, шелковое перышко.
Воспитатель: Как люди звали скворушку? Позовите ее строчками стихотворения.
Дети: Ты лети к нам, скворушка…
Воспитатель: Что просили принести скворушку?
Дети:
Воспитатель: Чем просили разбудить скворушку весну? Как об этом говорится в стихотворении?
Дети:
Воспитатель: Через какие преграды летит скворушка?
Дети: Через кручи горные, через тучи черные, ты лети, лети, лети – не сворачивай с пути.
Воспитатель: С чем сравнивает поэт скворушку? Какими словами он это говорит?
Дети: ласковое перышко.
Воспитатель: Что сделали люди для скворушки?
Дети:
Воспитатель: Куда повесили новый дом.
Дети:
Воспитатель: Где ждет скворушку новый дом? Скажите строками из стихотворения.
Дети:
Воспитатель: Я вам предлагаю выучить стихотворение, чтобы также ласково и нежно позвать скворушку как Владимир Орлов в своём стихотворении "Ты лети к нам скворушка". А поможет нам в этом таблица, которую мы сейчас с вами составим из картинок.
Воспитатель: Кто изображен на этой картинке?
Дети:
Воспитатель: Как вы думаете, какой строчке из стихотворения соответствует эта картинка?
Воспитатель: Правильно, первой "Ты лети к нам скворушка»
Что просили принести скворушку?
Дети: Принеси нам солнышко.
Воспитатель: Как просили разбудить весну?
Дети: Разбуди весну скорей звонкой песенкой своей.
Воспитатель :Вот как это показано на нашей картине – помощнице.
Через какие преграды летит скворушка, возвращаясь в родные края?
Дети: Через кручи горные, через тучи черные,
Воспитатель: О чем еще просит автор скворушку?
Дети : Ты лети, лети, лети – не сворачивай с пути!
Воспитатель: Затем опять повторяется первая строчка из стихотворения. Кто её хорошо запомнил, подскажите нам?
Дети: Ты лети к нам, скворушка
Воспитатель: Давайте вспомним, с чем сравнивает красоту скворца поэт?
Дети: Шелковое перышко.
Воспитатель: Последняя карточка в нашей схеме подскажет нам, что и где ждёт скворца в родном краю. Вот она.
А сейчас я вам прочитаю стихотворение по схеме ещё раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтоб потом ласково и напевно позвать сковорушку.
Чтение стихотворения повторно
Воспитатель: Кто хочет попробовать рассказать стихотворение?
Не забывайте читать стихотворение выразительно, ласково, нежно, чтобы скворушка обязательно к нам прилетел.
Чтение стихотворения детьми (2-3 человека).
Воспитатель: Мы сегодня с вами много говорили о весне. Скажите, про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?
Дети: Весенний день, Весенний ветер, весенняя погода, весеннее солнце, весеннее настроение.
Воспитатель: Весна. Назовите гласные звуки и на каком месте в слове они стоят.
Дети: Звуки [э] в середине, [а] - в конце.
Воспитатель: Назовите согласные звуки.
Дети: [в]– в начале, [с] - в середине, [н] – в середине.
Воспитатель: У вас на столе разноцветные кружки, разложите их так, как расположены звуки в слове – весне.
Дети выполняют звуковой анализ слов
Воспитатель: Как называется стихотворение, которое мы учили сегодня наизусть? Кто автор стихотворения? Чье чтение стихотворения вам понравилось и почему?
Дети:
Воспитатель: Если вам понравилось, у вас веселое настроение, вы справились с заданиями, возьмите солнышко. Если вам что-то не понравилось в занятии, вы испытывали какие-то трудности, возьмите тучку.
Дети оценивают себя
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы, хорошо прочитали стихотворение, были активными. Те трудности, которые возникали сегодня, мы обязательно их преодолеем, и у вас обязательно все получится. И хочу пожелать вам всем только позитивного настроения. В конце занятия дети делают картину аппликация «К нам прилетели скворцы».