Елена Чаус
Конспект организованной образовательной деятельности «Удивительная традесканция» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
обучающие:
• формировать представления о вегетативном размножении растений;
• закрепить знания детей о комнатных растениях;
• учить применять на практике знания о разных способах размножения растений;
• упражнять в умении анализировать, делать выводы;
• активизировать речь и обогащать словарный запас детей;
развивающие:
• развивать познавательный интерес и активность детей в процессе экспериментирования;
Темочки:
• развивать навыки по уходу за комнатными растениями;
• развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
• развивать умение отгадывать загадки;
• развивать крупную и мелкую моторику;
воспитательные:
• воспитывать желание достигать цели в процессе экспериментирования;
• воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и природе.
Предварительная работа:
• беседы с детьми о комнатных растениях, их биологических особенностях, значении;
• рассматривание комнатных растений в центре экологии, уход за ними;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• чтение тематических стихов, рассказов, сказок, загадок, пословиц и поговорок;
• экологическое воспитание и познавательное развитие в разных видах деятельности.
Материалы и оборудование: комнатные растения (хлорофитум, бегония, хойя, колеус, сансевьера, традесканция, сенполия, черенки традесканции (с корнями и листьями, без корней, без листьев, горшки с почвой, лейки с водой, рабочий инвентарь, одноразовые прозрачные стаканчики, салфетки, почва для посадки растений.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Ход проведения
1. Организационный момент
Воспитатель и дети стоят в кругу на коврике
Воспитатель:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
- О чем эта загадка? (Ответы детей)
- Правильно. Сегодня мы поговорим о комнатных растениях. Почему их так называют? (Ответы детей)
2. Работа по теме занятия
Рассказ с элементами беседы
Воспитатель: Комнатные растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них – жаркие страны, где круглый год лето. Человек создает для них и зимой примерно такие же условия, как и летом. Почему? (Предположения детей)
- Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, пыль, вредные вещества, а выделяют кислород, которым мы дышим. Среди них есть лекарственные растения. Например, сансевьера (щучий хвост) – это лекарственное растение. А хлорофитум и традесканция – лучшие чистильщики воздуха, их называют «растениями-пылесосами». Для очистки воздуха на кухне достаточно одного хлорофитума. Ученые предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.
Словесно-дидактическая игра «Скажи хорошие слова комнатным растениям» (с мячом)
- Давайте мы скажем о комнатных растениях хорошие слова. Какие они? (Красивые, нежные, ласковые, милые, любимые, веселые, чудесные, добрые, нужные, лекарственные, полезные, удивительные)
Воспитатель: В нашем экологическом центре находятся разные комнатные растения. Расскажите мне о них.
Работа в экологическом центре ( Рассматривание и рассказы детей о комнатных растениях: хлорофитум, бегония, хойя, колеус, сансевьера, сенполия)
- Что общего у этих растений? (Корень, стебель, листья, цветы)
- Чем отличаются эти растения? (Предположения детей)
- Что нужно для роста и развития комнатных растений? (Тепло, свет, почва, вода, воздух, хороший уход)
- Зачем нужен свет (почва, вода, тепло, воздух, уход? (Ответы детей)
Физкультминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. (Медленно подняться)
К солнцу потянулись, (Потянуться на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (Улыбнуться)
К солнышку листочки (Повороты вправо-влево)
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (Вытянуть руки, соединить ладошки над головой)
В солнышке утонут. (Раскрыть ладошки-бутоны)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
С цветочного горшка
Вниз свесила я косы.
Я не цвету, пока
На улице морозы.
Но только снег растает –
Я тут же расцветаю.
(Традесканция)
Рассказ о традесканции. В нашем экологическом центре растет традесканция зебровидная. Ее родина – Америка. Существует более 80 видов традесканций. Это многолетнее травянистое растение. Побеги ползучие, могут укореняться на поверхности почвы. Листья яйцевидные, заостренные. Мелкие цветочки собраны в соцветия. Традесканция неприхотлива. Растения используются для оформления зимних садов, интерьеров, окон. Ставят горшок с растением в светлом месте, но не на солнцепеке и поливают по мере просыхания почвы. Традесканции способны приспособиться почти к любым условиям содержания; они теневыносливы, но в слишком темном месте бледнеют, вытягиваются и частично теряют декоративность.
В народе традесканцию называют «бабьи сплетни», потому что ее стебельки длинные и переплетаются между собой. Традесканция содержит комплекс питательных и лекарственных веществ. Аквариумисты ставят горшочек с молодой традесканцией на стекло, лежащее на бортах аквариума, а отрастающие стебли растения вскоре опускаются в воду и образуют красивый зеленый коврик на ее поверхности. Традесканция очищает и увлажняет воздух в комнате, нейтрализует электромагнитное излучение.
Размножается традесканция семенами и частями растений – черенками.
Пальчиковая игра «Комнатные растения»
На окно скорее глянь: (Показать обе ладошки)
Здесь у нас растет герань. (Сжать пальцы в кулак, начиная с мизинца)
А здесь красавец бальзамин,
Традесканция рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названия помним! (Раскрыть ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польем, (Пошевеливают опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днем! (Обе ладошки соединить над головой, затем раскрыть)
3. Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Давайте, пройдем за столы – в нашу лабораторию. Здесь проводят опыты. Вы знаете, что растения размножаются не только семенами, но и частями – разделением куста, черенками. Сегодня мы будем рассаживать традесканцию. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить черенки.
На столах: в стаканчиках с водой – черенки традесканции с листьями и корешками; черенки традесканции с корнями, но без листьев; черенки традесканции с листьями, но без корней; горшки с землей (1/2 горшка); лейки с водой; салфетки; одноразовые прозрачные стаканчики с почвой.
Воспитатель: Вспомним правила посадки растений:
- землю в горшках (1/2) смочить водой;
- поместить туда черенок;
- расправить аккуратно корни (если есть);
- присыпать сверху землей;
- утрамбовать почву;
- обильно полить.
- В 1-й горшок посадим черенки традесканции с корнями и листьями; во 2-й – черенки с листьями, но без корней; в 3-й – черенки с корнями, но без листьев.
Посадка черенков традесканции в горшки (действия сопровождаются объяснением детей или воспитателя, если дети затрудняются в объяснении)
- Также в 2 стаканчика с землей посадим черенки с листьями, но без корней.
- Зачем? (Предположения детей) (Чтобы наблюдать, как вода смачивает почву, как поднимаются пузырьки воздуха и как растут корни)
Посадка черенков традесканции в стаканчики (действия сопровождаются самостоятельным объяснением детей)
- Как вы думаете, все черенки приживутся? (Предположения детей)
- Какие черенки приживутся лучше и скорее? (Предположения детей)
Вывод: растения могут размножаться черенками. (Дети делают самостоятельно, если затрудняются – помогает воспитатель)
4. Итог занятия
1. Какие комнатные растения находятся в экологическом центре?
2. Почему они называются комнатными?
3. Что мы сегодня делали?
4. Как могут размножаться растения?