Ольга Игнатьева
Конспект организованной образовательной деятельности «Что у нас над головой» познавательного развития детей старшей группы
Конспект организованной образовательной деятельности
познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
Тема: «Что у нас над головой» (старшая группа).
Цель:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Что у нас над головой“ познавательного развития детей старшей группы» размещена в разделах
Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
Задачи:
1. Обучающие:
• Проверить, обобщить и углубить знания детей об окружающем мире : о Земле, о звёздах и других планетах.
• Закрепить знания детей о солнце как о раскалённом космическом объекте.
• Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.
2. Воспитательные:
• Воспитывать гордость за свою страну и свой народ.
• Прививать уважение к людям – героям, посвятившим свой труд, мужество и отвагу нашей Родине.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, организованность в играх.
3. Развивающие :
• Развивать познавательный интерес.
• Развивать эмоционально-волевые качества личности.
Предварительная работа:
Знакомство детей с понятиями : Земля, Луна, Солнце, космос. Рассматривание иллюстраций в альбоме о космосе. Рисование на тему: «Космос».
Материалы и оборудования:
Мультимедиа, воздушные шарики, круги (на каждого ребёнка, настольная лампа, медали, плакат с изображением леса, картинки с изображением животных.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Мы будем говорить о космосе, о том, что у нас над головой. А в путешествие с собой мы возьмём волшебную книгу.
- Дети, вы любите смотреть на небо?
- Что же можно увидеть на небе?
- Отгадайте загадки:
1 слайд: Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет.
2 слайд: (Солнце)
3 слайд. Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
4 слайд: (Звёзды)
2. Чтение стихотворения.
5 слайд: Если ночью не храпеть
И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звёзды дивной красоты.
Звёзды, звёзды, где ваш дом?
В небе звёздно-золотом.
Там у нас есть звёздный сад,
Звёзды деток там растят.
Деток учим мы летать,
Свет волшебный не терять,
Не бояться темноты,
А ещё дарить мечты.
- Скажите, ребята, чему звёзды учат своих деток?
3. Рассказ о звёздах.
6-7 слайды: - В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звёзд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды очень большие. У многих есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега. Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: Большая и Малая Медведица, Овен, Телец, Рак, Лев и другие. (Показ иллюстраций)
Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь где-нибудь ещё? Есть ли воздух на других планетах, в космическом пространстве?
8 слайд: В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет,
И солнце – звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
- Сколько планет вращается вокруг солнца?
- Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?
4. Опыт «Шарики на ниточках».
Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Вращаем шарики, а затем останавливаем движение.
- Что же помогает солнцу?
5. Опыт с лампой.
- Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.
Воспитатель включает лампу – «Солнце», просит детей по очереди приблизить и удалить руку.
- Что вы можете сказать об этом?
6. Показ презентации «Планеты солнечной системы».
- А сейчас мы отправимся с вами в полет по бескрайним просторам нашей вселенной. Скажите, а что нам нужно для полёта в космос?
9 слайд: Отправляясь в полёт
Мы садимся в звездолет
Пристегнулись, ловко, дружно
Запускаем наш мотор
Теле-теле-теле-теле
Завертелся наш пропеллер
Чудеса-чудеса, мы взлетаем в небеса!
Звучит космическая музыка. Показ слайдов сопровождается чтением стихотворения.
1 слайд: Планеты:
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
2 слайд: Солнце:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
3 слайд: По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
( Меркурий:
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.)
4 слайд: Два — Венера,
( Венера:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.)
5 слайд: Три — Земля,
( Земля:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.)
6 слайд: Четыре — Марс.
( Марс:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.)
7 слайд: Пять — Юпитер,
( Юпитер:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.)
8 слайд: Шесть — Сатурн,
( Сатурн:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.)
9 слайд: Семь — Уран,
( Уран:
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.)
10 слайд: За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
( Нептун:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.)
11 слайд: А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)
( Плутон:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.)
Солнце:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
Нептун:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Плутон:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
- Ну что ж, пора возвращаться на Землю. Включите воображение, закройте глаза.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.
- Откройте ваши глазки. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в детском саду.
- Понравился вам наш полёт?
- Что интересного вы увидели?
- Сколько планет вращается вокруг солнца?
7. Опыт с кругом.
- Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видимыми)
Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
1. Возьмите все круги.
2. Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)
3. Начинайте медленно его отдалять от глаз.
4. Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)
Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.
8. Игра «Рассели животных».
- Пока мы с вами были в полёте, нам пришло письмо от жителей другой планеты. А кто знает, как их называют?
- Так вот, они просят рассказать, кто же живёт на земле, кроме людей?
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
9. Итог
- Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Понравилось оно вам?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- За то, что вы были дружными, выполнили все задания, я дарю вам на память маленькие медали.